Духовный ученик перед вступлением в
Душевно-Духовный мир позволяет предоставить себе, действует ведь здесь так,
что он приучает себя уже при наблюдении чувственно-физического мира
выключать самого себя и вещам и процессам чисто через их собственное
существо позволяет говорить в себе. Кто это подготовление достаточно
проделал, может спокойно ожидать встречу со „Стражем порога'. Через
нее проверит он себя окончательно, чувствует ли он себя действительно в
положении выключать свое собственное существо также тогда, когда он стоит
напротив Душевно-Духовному миру.
Кроме этого источника заблуждений существует, теперь, еще другой. Он
выступает тогда явно, когда некое впечатление, которое получают, неправильно
истолковывают. В физически-чувственной жизни простой пример для такого
заблуждения есть тот, который возникает, когда сидят в железнодорожном
поезде и верят, что деревья движутся в противоположном направлении поезда, в
то время как, однако, движутся сами с поездом. Хотя существует
многочисленные случаи, где такие заблуждения в чувственно-физическом мире
труднее установить правильно, чем в приведенном простом случае, однако легко
усмотреть, что в этом мире человек находит также средства, чтобы устранить
такие заблуждения, если он со здоровым суждением втягивает в рассмотрение
все, что может служить соответствующему разъяснению. По-другому обстоит дело
все-таки, как только вступают в сверх-чувственные области. В чувственном
мире факты не будут изменены через человеческое заблуждение; поэтому это
есть возможно, чтобы через непредвзятое наблюдение исправить заблуждение на
фактах. В сверх-чувственном Мире, однако, не является возможным сделать это
без дальнейшего. Если желают наблюдать некий сверх-чувственный процесс и
подступают к нему с неправильным суждением, то вносят это неправильное
суждение в него; и будет таковое так переплетено с фактом, что его
невозможно сразу отличить от такового. Заблуждение есть тогда не в человеке
и правильный факт извне такового, но заблуждение само сделано составной
частью внешнего факта. Оно не может, поэтому также просто быть исправлено
через некое непредвзятое наблюдение факта. С этим указано на то, что может
быть чрезмерно богатым текущим источником заблуждения и фантастики для тех,
кто без правильного подготовления подступают к сверх-чувственному Миру. -
Как, теперь, Духовный ученик приобретает себе способность, чтобы исключать
такие заблуждения, которые возникают через окрашивание сверх-чувственных
явлений собственным существом, то должен он также приобрести другой дар:
второй охарактеризованный источник заблуждения сделать не-действенным. Он
может выключить, что приходит от него самого, когда он только узнал образ
собственного двойника; и он сможет выключить то, что в указанном направлении
есть второй источник заблуждения, когда он приобретет себе способность,
чтобы по устроенности некого факта сверх-чувственного Мира узнавать есть ли
это действительность или заблуждение. Если бы заблуждения выглядели точно
так, как действительности, тогда было бы различение невозможно. Это, однако,
не есть так. Заблуждения сверх-чувственного Мира имеют сами по себе
качества, через которые они отличаются от действительности. И главное
приходится на то, что Духовный ученик знает, по каким свойствам он может
распознавать действительности. Ничто не появляется более само-разумеющимся,
чем что не-знаток Духовного обучения говорит: Где существует тогда вообще
некая возможность, чтобы защитить себя против заблуждения, раз его источники
есть так многочисленны? И если он далее говорит: Является ли тогда вообще
какой-нибудь Духовный ученик уверенным, что все его предполагаемые высшие
познания не покоятся на заблуждении и само-заблуждении (внушении и
авто-внушении Suggestion und Autosuggestion)? Кто так говорит, не учитывает,
что в каждом истинном Духовном обучении, через весь род, как оно протекает,
истчники заблуждения будут закупорены. Во-первых, истинный Духовный ученик
через свое подготовление пробретет себе достаточно знаний обо всем, что
может привести заблуждение и само-заблуждение и установить себя через это в
положение, чтобы защитить себя от них. Он имеет в этом отношении
действительно как никакой другой человек возможность, чтобы сделать себя
трезвым