Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

Духовный ученик перед вступлением в

Душевно-Духовный мир позволяет предоставить себе, действует ведь здесь так,

что он приучает себя уже при наблюдении чувственно-физического мира

выключать самого себя и вещам и процессам чисто через их собственное

существо позволяет говорить в себе. Кто это подготовление достаточно

проделал, может спокойно ожидать встречу со „Стражем порога'. Через

нее проверит он себя окончательно, чувствует ли он себя действительно в

положении выключать свое собственное существо также тогда, когда он стоит

напротив Душевно-Духовному миру.

Кроме этого источника заблуждений существует, теперь, еще другой. Он

выступает тогда явно, когда некое впечатление, которое получают, неправильно

истолковывают. В физически-чувственной жизни простой пример для такого

заблуждения есть тот, который возникает, когда сидят в железнодорожном

поезде и верят, что деревья движутся в противоположном направлении поезда, в

то время как, однако, движутся сами с поездом. Хотя существует

многочисленные случаи, где такие заблуждения в чувственно-физическом мире

труднее установить правильно, чем в приведенном простом случае, однако легко

усмотреть, что в этом мире человек находит также средства, чтобы устранить

такие заблуждения, если он со здоровым суждением втягивает в рассмотрение

все, что может служить соответствующему разъяснению. По-другому обстоит дело

все-таки, как только вступают в сверх-чувственные области. В чувственном

мире факты не будут изменены через человеческое заблуждение; поэтому это

есть возможно, чтобы через непредвзятое наблюдение исправить заблуждение на

фактах. В сверх-чувственном Мире, однако, не является возможным сделать это

без дальнейшего. Если желают наблюдать некий сверх-чувственный процесс и

подступают к нему с неправильным суждением, то вносят это неправильное

суждение в него; и будет таковое так переплетено с фактом, что его

невозможно сразу отличить от такового. Заблуждение есть тогда не в человеке

и правильный факт извне такового, но заблуждение само сделано составной

частью внешнего факта. Оно не может, поэтому также просто быть исправлено

через некое непредвзятое наблюдение факта. С этим указано на то, что может

быть чрезмерно богатым текущим источником заблуждения и фантастики для тех,

кто без правильного подготовления подступают к сверх-чувственному Миру. -

Как, теперь, Духовный ученик приобретает себе способность, чтобы исключать

такие заблуждения, которые возникают через окрашивание сверх-чувственных

явлений собственным существом, то должен он также приобрести другой дар:

второй охарактеризованный источник заблуждения сделать не-действенным. Он

может выключить, что приходит от него самого, когда он только узнал образ

собственного двойника; и он сможет выключить то, что в указанном направлении

есть второй источник заблуждения, когда он приобретет себе способность,

чтобы по устроенности некого факта сверх-чувственного Мира узнавать есть ли

это действительность или заблуждение. Если бы заблуждения выглядели точно

так, как действительности, тогда было бы различение невозможно. Это, однако,

не есть так. Заблуждения сверх-чувственного Мира имеют сами по себе

качества, через которые они отличаются от действительности. И главное

приходится на то, что Духовный ученик знает, по каким свойствам он может

распознавать действительности. Ничто не появляется более само-разумеющимся,

чем что не-знаток Духовного обучения говорит: Где существует тогда вообще

некая возможность, чтобы защитить себя против заблуждения, раз его источники

есть так многочисленны? И если он далее говорит: Является ли тогда вообще

какой-нибудь Духовный ученик уверенным, что все его предполагаемые высшие

познания не покоятся на заблуждении и само-заблуждении (внушении и

авто-внушении Suggestion und Autosuggestion)? Кто так говорит, не учитывает,

что в каждом истинном Духовном обучении, через весь род, как оно протекает,

истчники заблуждения будут закупорены. Во-первых, истинный Духовный ученик

через свое подготовление пробретет себе достаточно знаний обо всем, что

может привести заблуждение и само-заблуждение и установить себя через это в

положение, чтобы защитить себя от них. Он имеет в этом отношении

действительно как никакой другой человек возможность, чтобы сделать себя

трезвым