объекты. Мы замечаем, что
некоторые признаки, которые мы нашли в известном предмете, уже однажды были
наблюдаемы нами. Глаз наш окидывает взором ряд предметов A, B, C, D и т. д.
Положим, А имеет признаки pqar; B: lmbn; C: khcq и D: puav. У D мы встречаем
опять признаки а и р, которые были найдены нами у А. Эти признаки мы
называем существенными. И поскольку у А и D существенные признаки одинаковы,
мы называем эти предметы однородными. Так, мы связываем А с D тем, что
удерживаем в мышлении их существенные признаки. Здесь мы имеем мышление, не
вполне совпадающее с чувственным миром, поэтому к нему не применим
вышеупомянутый упрек в излишности, но в то же время оно далеко от того,
чтобы вносить в чувственный мир что-то новое. На это прежде всего можно
возразить: чтобы узнать, какие качества существенны для данного предмета,
для этого необходимо уже существование какой-то нормы, которая давала бы нам
возможность отличать существенное от несущественного. Норма эта не может
лежать в предмете, ибо он содержит в себе существенное и несущественное в
нераздельном единстве. Таким образом, норма эта должна быть собственным
содержанием нашего мышления.
Но это возражение еще не вполне опровергает эту точку зрения. Ведь
можно сказать, что предположение о большей или меньшей существенности того
или иного признака для данной вещи является необоснованным. Да это нас вовсе
и не касается. Дело лишь в том, что мы находим известные одинаковые качества
у нескольких предметов и мы называем их тогда однородными. Что эти
одинаковые качества являются в то же время и существенными, об этом нет
вовсе и речи. -- Воззрение это делает, однако, одну предпосылку, которая
отнюдь не оправдывается. У двух однородных предметов нет ничего
действительно общего, если ограничиваться только одним чувственным опытом.
Поясним это на примере. Самый простой пример будет и самым лучшим, потому
что его легче всего обозреть. Представим себе следующие два треугольника:
Что у них действительно общего, если оставаться при одном чувственном
опыте? Ровно ничего. Общего у них только закон, по которому они образованы и
благодаря которому они оба подпадают под понятие 'треугольник'; но мы узнаем
это [общее. -- Ред.], лишь перешагнув за пределы чувственного опыта. Понятие
'треугольник' охватывает все треугольники. Мы получаем это понятие отнюдь не
посредством только простого наблюдения всех отдельных треугольников. Понятие
это всегда остается одним и тем же, как бы часто я его себе ни представлял,
тогда, как мне вряд ли удастся дважды увидеть один и тот же 'треугольник'.
То, благодаря чему каждый отдельный треугольник есть именно 'этот'
треугольник, а не другой, не имеет ничего общего с понятием. Треугольник
является именно этим определенным треугольником не потому, что отвечает
понятию треугольника, а благодаря элементам, лежащим вне этого понятия:
длине сторон, величине углов, положению и т. п. А потому совершенно
недопустимо утверждать, что содержание понятия 'треугольник' взято из
объективного чувственного мира, раз мы видим, что этого его содержания
вообще не существует ни в одном чувственном явлении.
У) Возможно еще третье предположение. Понятие может быть посредником
при постижении сущностей, не воспринимаемых для чувств, но носящих характер
обоснованности на самих себе. Этот характер и был бы тогда непонятийным
содержанием понятийной формы нашего мышления. Кто допускает такие
существующие за пределом опыта сущности и признает для нас возможность
получать о них знание, тот непременно должен видеть в понятии толмача этого
знания.
Нам придется еще подробнее говорить о недостатках этого воззрения.
Здесь мы хотим только обратить внимание на то, что оно, во всяком случае, не
отрицает содержательности мира понятий. Ибо если бы предметы, о которых мы