это
нелегко будет завоевать подобающее ей место. Совершенно упускают из вида,
что чистое созерцание есть самое пустое, что только можно помыслить, и что
оно все содержание получает только от мышления. Единственно верное во всем
этом то, что созерцание удерживает вечно текучую мысль в известной форме без
деятельного участия в этом удерживании с нашей стороны. Если человек с
богатой душевной жизнью видит тысячи вещей, которые для бедного духом равны
нулю, то это доказывает с полнейшей ясностью, что содержание
действительности есть лишь отражение содержания нашего духа и что мы извне
получаем лишь пустую форму. Конечно, мы должны обладать внутри себя силою,
чтобы познать себя создателями этого содержания, иначе мы вечно будем видеть
только лишь отражение и никогда не увидим нашего духа, который отражается.
Ведь и тот, кто видит себя в настоящем зеркале, должен знать себя как
личность, чтобы быть в состоянии снова узнать себя в этой картине. Всякое
чувственное восприятие, что касается сущности его, в конце концов,
разрешается в идейное содержание. Только тогда оно является нам ясным и
прозрачным. Науки бывают, по большей части, даже не затронуты сознанием этой
истины. Мысленное определение считается таким же признаком предметов, как
цвет, запах и т. п. Так, например, считают свойством всех тел определение,
согласно которому тела до тех пор остаются в состоянии движения или покоя,
пока этого не изменит внешнее влияние. В такой форме выражается в
естествознании закон инерции. Но истинное положение вещей совершенно иное. В
моей системе понятий мысль 'тело' существует во многих видоизменениях. Одно
из них есть мысль о вещи, которая сама может привести себя в состояние покоя
или движения, а другое есть понятие о теле, которое изменяет свое состояние
только вследствие внешнего влияния. Последние тела я называю
неорганическими. Если я поэтому встречаю тело, которое мне в восприятии
отражает мое вышеупомянутое мысленное определение, то я его называю
неорганическим и соединяю с ним все определения, вытекающие из понятия
неорганического тела.
Все науки должны были бы быть проникнуты убеждением, что содержание их
есть исключительно мысленное содержание и что с восприятием они не стоят ни
в какой иной связи, кроме той, что видят в объекте восприятия особую форму
понятия.
12. Рассудок и разум
Наше мышление имеет двоякую задачу: во-первых, оно должно создавать
понятия с ясно обрисованными очертаниями; во-вторых, оно должно связывать
созданные таким образом отдельные понятия в одно целое. В первом случае
выступает деятельность различающая, во втором -- связующая. Обе эти духовные
тенденции пользуются в науках далеко не одинаковой разработкой. Остроумие,
доходящее в своих различениях до мельчайших подробностей, свойственно
гораздо большему числу людей, чем связующая сила мышления, которая проникает
в глубь существ.
Долгое время задачу науки искали вообще только в точном различении
вещей. Стоит только вспомнить о состоянии, в каком Гете застал
естествознание. Благодаря Линнею идеалом стало отыскание точных отличий
между отдельными растениями, чтобы таким образом быть в состоянии
использовать ничтожнейшие признаки для установления новых видов и подвидов.
Две разновидности животных или растений с крайне несущественными отличиями
между собой тотчас причислялись к двум различным видам. Если в каком-нибудь
живом существе, дотоле причисленном к тому или иному виду, находили
неожиданное отклонение от произвольно установленного видового характера, то
не задавали себе вопроса: не объясняется ли такое отклонение самим этим
характером, -- а просто устанавливали новый вид.
Такая установка различий есть дело рассудка. Его дело разъединять и
удерживать понятия в разъединении.
Это неизбежная подготовительная ступень для всякой более высокой
научности. Прежде всего необходимы твердо определенные, ясно очерченные