Рудольф Штайнер

Очерк теории познания Гетевского мировоззрения

этого мы можем приступить к отысканию гармонии между

ними. Но мы не должны останавливаться на одном разъединении. Для рассудка

разъединены такие вещи, которые человечеству существенно важно мочь

усматривать в гармоничном целом. Для рассудка разъединены: причина и

действие, механизм и организм, свобода и необходимость, идея и

действительность, дух и природа и т. п. Все эти различения вызваны

рассудком. И они должны быть вызваны, потому что иначе весь мир казался бы

нам расплывчатым темным хаосом, который только потому составлял бы единство,

что он был бы для нас совершенно неопределенным.

Рассудок сам по себе не в силах переступить через это разъединение. Он

крепко удерживает эти разъединенные части.

Переступить это разъединение есть дело разума. Его задача заставить

созданные рассудком понятия переходить друг в друга. Он должен показать, что

содержимое рассудком в строгом разъединении понятия представляют собою, в

сущности, внутреннее единство. Разъединение есть нечто искусственно

вызванное, оно необходимый переходный этап для нашего познания, но не

завершение его. Кто постигает действительность одним лишь рассудком,

удаляется от нее. Он ставит на се место -- ибо, в сущности, она есть

единство -- искусственную множественность, многообразие, не имеющее ничего

общего с существом действительности.

Отсюда возникает разлад, в который вступает рассудочно делаемая наука с

человеческим сердцем. Многие, мышление которых не настолько развито, чтобы

составить себе целостное и доведенное до логической ясности мировоззрение,

все-таки прекрасно могут чувством своим проникнуть в эту внутреннюю гармонию

мироздания. Им дает сердце то, что научно образованному человеку дает разум.

Когда такие люди знакомятся с рассудочным воззрением на мир, они с

негодованием отвергают эту бесконечную множественность и продолжают

держаться единства, которое они хотя и не познают, но зато более или менее

живо ощущают. Они прекрасно понимают, что рассудок удаляется от природы, что

он теряет из виду духовную связь, соединяющую все части действительности.


Разум приводит нас снова к действительности. Целостное единство всего

бытия, которое раньше чувствовалось или, быть может, лишь слабо

предугадывалось, вполне прозревается разумом. Воззрение рассудочное должно

быть углублено разумным. Если смотреть на первое не как на переходный

момент, а как на самоцель, то оно дает нам не действительность, а лишь ее

искажение.

Иногда очень нелегко связать созданные рассудком мысли. История наук

дает нам об этих трудностях многочисленные свидетельства. Мы часто можем

наблюдать, как бьется человеческий дух над тем, чтобы перекинуть мост между

созданными рассудком различиями.

В разумном воззрении о мире человек растворяется в последнем в

нераздельном единстве.

Еще Кант указывал на различие между рассудком и разумом. Он определял

разум как способность воспринимать идеи, тогда как рассудок ограничен

созерцанием мира только в его разъединенности и распаде на отдельности.

И разум есть действительно способность воспринимать идеи. Мы должны

здесь установить различие между понятием и идеей, различие,

которое мы до сих пор оставляли в стороне. Для наших целей пока было

достаточно найти те качества мысленного, которые изживаются в понятии и в

идее. Понятие есть отдельная мысль, как она удерживается рассудком. Если я

приведу в живое движение несколько таких отдельных мыслей, так что они будут

соединяться между собою и переходить одна в другую, то образуются мысленные

образования,

существующие только для разума и которых рассудок не может достигнуть.

Для разума создания рассудка прекращают свои обособленные существования и

продолжают жить только как часть целого. Эти созданные разумом образования

должны называться идеями.

Что идея возвращает множественность рассудочных понятий к единству, это

высказал еще Кант. Он, однако, считал образования, выявляемые разумом,