К самим же идеям это не применимо. По Канту,
они не имеют даже и этой степени объективности.
Кант полагает, что формулы математики и чистого естествознания суть
такие значимые синтетические суждения а priori. Он приводит, например,
положение: 7 + 5 = 12. В7и5 отнюдь не содержится сумма 12, так заключает
Кант. Я должен выйти за пределы 7-ми и 5-ти и обратиться к моему созерцанию,
тогда я найду понятие 12-ти. Мое созерцание требует, чтобы 7 + 5
представлялось равным 12. Предметы моего опыта должны, однако, доходить до
меня через посредство моего созерцания и, таким образом, подчиняться его
законам. Чтобы опыт был возможен, такие положения должны быть верными.
Пред объективным размышлением все это искусственное мысленное здание
Канта не может устоять. Нельзя допустить, чтобы в понятии подлежащего не
было никакой точки опоры, приводящей меня к понятию сказуемого. Ибо оба
понятия добыты моим рассудком и притом на вещи самой по себе целостной. Не
надо обманываться. Математическая единица, лежащая в основе числа, не есть
первичное. Первичное есть величина, которая есть столько-то кратное
повторение единицы. Я должен предполагать величину, говоря об единице.
Единица есть создание нашего рассудка, которое он отделяет от целого,
подобно тому, как он отделяет действие от причины, субстанцию от ее
признаков и т. п. Когда я мыслю 7 + 5, я, в действительности, держу в мыслях
12 математических единиц, но только не сразу, а в двух частях. Если я сразу
представляю себе всю совокупность этих математических единиц, то это совсем
то же самое. И это тождество я выражаю в суждении 7 + 5 = 12. Так же обстоит
дело и с геометрическим примером, который приводит Кант. Ограниченная прямая
с конечными точками А и В есть нераздельное целое. Рассудок мой может
составить себе об этом двоякое понятие. Во-первых, он может понимать прямую
как направление, во-вторых -- как путь между двумя точками А и В. Отсюда
вытекает суждение: Прямая есть кратчайший путь между двумя точками.
Всякий акт суждения, поскольку члены, входящие в суждение, суть
понятия, есть не что иное, как воссоединение того, что рассудок разъединил.
Связь тотчас получается, как только мы обращаемся к содержанию понятий
рассудка.
13. Познание
Действительность разложилась для нас на две области: на опыт и на
мышление. Опыт можно рассматривать в двух отношениях. Во-первых, поскольку
вся действительность вне мышления имеет форму явления, которая должна
выступать в форме опыта. Во-вторых, поскольку в природе нашего духа,
сущность которого ведь состоит в созерцании (т. е. в деятельности,
направленной наружу), заложено то, что подлежащие наблюдению предметы
вступают в поле его зрения, т. е. опять-таки даются ему путем опыта. Однако
возможно, что эта форма данного не заключает в себе сущности вещи; в таком
случае сама вещь требует, чтобы она сначала явилась в восприятии (опыте),
дабы впоследствии показать свою сущность другой, выходящей за пределы
восприятия, деятельности нашего духа. Но возможно также, что сущность
заключена уже в непосредственно данном и что только благодаря второму
обстоятельству, согласно которому все должно являться нашему духу как опыт,
мы сразу не замечаем этой сущности.
Последнее имеет место при мышлении, первое -- при прочей
действительности. При мышлении необходимо только преодолеть нашу
субъективную ограниченность, чтобы понять самую суть его. То, что для,
прочей действительности обосновано в объективном восприятии фактическим
положением дел, а именно, что для объяснения ее необходимо преодолеть
непосредственную форму проявления, -- это для мышления обосновано только в
особенности нашего духа. Там сама вещь дает себе форму опыта, здесь это
делает организация нашего духа. Там, постигая опыт, мы еще не охватываем
всей вещи, здесь мы ее охватываем.
На этом зиждется дуализм, который должен быть преодолен наукою,