познанием. Пред человеком два мира, и он должен установить
связь между ними. Один есть опыт, о котором он знает, что в нем содержится
лишь одна половина действительности; другой есть законченное в самом себе
мышление, в которое должна вливаться та внешняя, опытная действительность,
дабы получилось удовлетворяющее нас мировоззрение. Если бы мир был обитаем
только чувственными существами, то сущность его (его идейное содержание)
навсегда осталась бы скрытой; законы, конечно, продолжали бы управлять
мировыми процессами, но они не могли бы стать явлением. Для этого
необходимо, чтобы между формой опыта и законом стояло существо, одаренное не
только органами, воспринимающими чувственную, зависящую от законов форму
действительности, но также и способностью воспринимать саму эту
закономерность. С одной стороны к такому существу должен подступать
чувственный мир, с другой -- его идейная сущность, и оно должно своей
собственной деятельностью связать эти два фактора действительности.
Здесь мы с полной ясностью видим, что дух наш относится к идейному миру
не как сосуд, заключающий в себе мысли, а как орган, который их
воспринимает.
Он в такой же мере орган восприятия, как глаз и ухо. Мысль относится к
нашему духу так же, как свет к глазу, как звук к уху.
Никому не придет в голову смотреть на цвет как на что-то, раз навсегда
отпечатлевшееся в глазе и как бы приставшее к нему. Относительно же духа это
воззрение является даже господствующим. В сознании, говорят, о каждой вещи
слагается известная мысль, которая затем остается в нем и по мере надобности
из него извлекается. На этом основана даже особая теория: будто мысли,
которых мы в данный момент не сознаем, сохраняются внутри нашего духа, но
только находятся за порогом сознания.
Эти причудливые взгляды тотчас же рассеются, если вспомнить, что
идейный мир есть сам себя определяющий мир. Что может это само себя
определяющее содержание иметь общего с множественностью сознаний? Ведь
нельзя же допустить, что оно определяет себя в неопределенной
множественности так, чтобы всегда одна часть этого со держания была
независима от другой! Поэтому совершенно ясно: мысленное содержание таково,
что для его выявления необходим вообще только духовный орган, но число
одаренных этим органом существ безразлично. Таким образом, неограниченное
количество духовно одаренных индивидов может предстоять одному мысленному
содержанию. Итак, дух воспринимает мысленное содержание мира как орган
восприятия. Существует лишь одно мысленное содержание мира. Наше сознание не
есть способность создавать мысли и сохранять их, как это очень многие
думают, но способность воспринимать мысли (идеи). Гете так прекрасно выразил
это словами: 'Идея вечна и единственна; то, что мы употребляем также
множественное число, устроено нехорошо. Все, что мы воспринимаем и о чем мы
можем говорить, это лишь проявления идеи; мы высказываем понятия, и в этом
смысле идея сама есть также понятие'.
Гражданин двух миров, чувственного и мысленного, из коих один проникает
в него снизу, а другой светит ему сверху, человек овладевает наукой,
соединяя ею их оба в нераздельное единство. С одной стороны кивает нам
внешняя форма, с другой -- внутренняя сущность, и мы должны соединить их
воедино. Этим наша теория познания поднялась выше той точки зрения, которую
обычно занимают подобные изыскания и которая не идет дальше формальностей.
Обычно говорят: 'Познание есть обработка опыта', не определяя, что
прибавляется к последнему благодаря этой обработке; или утверждают: 'В
познании восприятие вливается в мышление или мышление проникает благодаря
внутренней принудительной силе через опыт в стоящую за ним сущность'. Но это
только формальности. Наука о познании, стремящаяся постигнуть познание в его
великой мировой роли, должна: во-первых, определить его идеальную цель. Она