Рудольф Штайнер

Очерк теории познания Гетевского мировоззрения

/>

неизвестно. Он думает, что у него нет никакого знания, никакого понимания

этой вещи, что он может только поверить, будто вне его мыслительной

способности существует какие-то основания для ее достоверности.

Наше мировоззрение не подвержено опасности считать границы

доказательного метода неизбежно также и границей научного убеждения. Оно

привело нас к взгляду, что ядро мира вливается в наше мышление, что мы не

размышляем только над сущностью мира, но что мышление движется вместе и в

согласии с сущностью действительности. С интуицией нам не навязывается

никакой истины извне, потому что для нашей точки зрения не существует

внешнего и внутреннего в том смысле, как это принимает вышеупомянутое

противоположное нашему научное направление. Для нас интуиция есть

непосредственное пребывание внутри истины, проникновение в нее, которое дает

нам все, что вообще имеет какое-либо значение по отношению к ней. Истина

всецело содержится в том, что дано нам в нашей интуитивном суждении. Здесь

совершенно нет того, что характерно для веры, в которой нам дается уже

готовая истина, а не основания ее, и при которой у нас отсутствует

исчерпывающее понимание самой вещи. Добытое путем интуиции понимание

совершенно так же научно, как доказанное.

Каждый отдельный организм есть особая форма выражения типа. Он -

индивидуальность, которая из некого центра сама себя регулирует и

определяет. Он - замкнутое в себе целое, каковым в неорганической природе

является лишь Космос.

Идеал неорганической науки: понять совокупность всех явлений как

целостную систему так, чтобы мы сознанием нашим в каждом отдельном явлении

узнавали звено Космоса. В органической науке, напротив, идеалом будет: иметь

перед собою в типе и в формах его явлений в наивозможном совершенстве то,

что мы видим развивающимся в ряде отдельных существ. Проведение типа через

все явления -- вот что имеет здесь решающее значение. В неорганической науке

-- система, в органической -- сравнение (каждой отдельной формы с типом).

Спектральный анализ и усовершенствование астрономии простирают истины,

добытые в ограниченной области земного, на всю Вселенную. Так они

приближаются к первому идеалу. Второй будет осуществлен, когда будет

признано все значение примененного Гете сравни тельного метода.



Е. Науки о духе


17. Введение: дух и природа

Мы исчерпали область познания природы. Органика есть высшая форма науки

о природе. Лежащее выше ее принадлежит к наукам о духе. Оно требует

существенно иного отношения человеческого духа к объекту, чем науки о

природе. В последних дух играл универсальную роль. Его задачей было, так

сказать, довести до законченности самый мировой процесс. Существовавшее без

духа было лишь половиной действительности, чем-то незаконченным, в каждой

точке своей лишь частичным. Дух должен был вызвать к выявленному бытию самые

сокровенные пружины действительности, которые, правда, сохраняли бы свое

значение и без его субъективного вмешательства. Если бы человек был только

существом чувственным, лишенным духовного понимания, то неорганическая

природа, конечно, в не меньшей степени зависела бы от естественных законов,

но они никогда не выявлялись бы как таковые. Тогда были бы существа, которые

воспринимали бы обусловленное (чувственный мир), но не обусловливающее

(внутреннюю закономерность). Тот образ природы, который выявляется в

человеческом духе, есть действительно подлинный и самый истинный образ ее,

между тем как для чувственного существа доступна лишь внешняя сторона ее.

Науке принадлежит здесь великая мировая роль. Она является завершением акта

творения. Она есть как бы беседа природы с самой собой, которая

разыгрывается в сознании человека.

Мышление есть последнее звено в последовательном ряду образующих

природу процессов.

Не то в науках о духе. Здесь наше сознание имеет дело с самим духовным

содержанием: с духом отдельного человека,