с созданиями культуры, литературы,
со сменяющими друг друга научными воззрениями, с созданиями искусства.
Духовное постигается духом. Здесь действительность уже содержит в себе
идейное начало, ту закономерность, которая иначе выступает лишь в духовном
восприятии. Что в науках о природе является лишь продуктом размышления над
предметами, то здесь является врожденным им. Наука играет другую роль.
Сущность содержится в объекте уже и без ее работы. Мы имеем дело с деяниями,
творениями, идеями человека. Это беседа человека с самим собою и со своим
родом. Науке надлежит здесь выполнение иной миссии, чем по отношению к
природе.
И миссия эта выступает опять-таки сначала как человеческая потребность.
Подобно тому, как необходимость найти для природной действительности
природную идею выступает сначала как потребность нашего духа, так и задача
наук о духе появляется сначала как человеческое стремление. Опять-таки это
только объективный факт, который сказывается как субъективная потребность.
Человек не должен, подобно существу неорганической природы, действовать
на другое существо согласно внешним нормам, какой-либо господствующей над
ним закономерности, он не должен также быть лишь отдельной формой общего
типа, но он должен сам себе ставить задачу и цель своего бытия и своей
деятельности. Если поступки его суть результаты известных законов, то законы
эти должны быть такие, которые он сам себе дает. Что он такое сам по себе,
или что -- между равными себе, что -- в государстве и в истории, -- всем
этим он не должен быть по каким-либо определениям извне. Он должен быть этим
благодаря самому себе. Какое место он занимает в составе мира -- это зависит
от него самого. Он сам должен найти точку своего участия в мировом процессе.
Здесь получают свою задачу науки о духе. Человек должен знать духовный мир,
чтобы согласно этому знанию определить свое участие в нем. Отсюда происходит
миссия, которую надлежит выполнить психологии, народоведению и науке
истории.
Сущность природы в том, что закон и деятельность распадаются, и
последняя является управляемой первым. Между тем как сущность свободы в том,
что они совпадают, так что действующее непосредственно изживает себя в
действии и содеянное само регулирует себя.
Науки о духе поэтому суть в самом подлинном смысле науки о свободе.
Идея свободы должна быть их средоточием, господствующей над ними идеей.
Эстетические письма Шиллера потому и стоят на такой высоте, что они
стремятся найти сущность красоты в идее свободы, что они проникнуты
принципом свободы.
Дух занимает во всеобщности, в мировом целом, лишь то место, которое он
как индивидуальный дух дает себе сам. Между тем как в органике всегда надо
иметь в виду всеобщее, идею типа, в науках о духе необходимо держаться идеи
личности. Дело не в идее, как она изживается во всеобщности (в типе), но как
она проявляется в отдельном существе (в индивиде). Конечно, важна не
случайная отдельная, та или иная, личность, а личность вообще; но эта
последняя -- не как развивающаяся из себя самой в отдельные формы и лишь
таким образом достигающая чувственного бытия, но как самодовлеющая, в себе
самой законченная, в себе самой находящая свое назначение.
Назначение типа -- реализовать себя в особи. Лицо же должно найти это
назначение уже как идейное, действительно в себе самом обоснованное бытие.
Это две совсем разных вещи, когда говорят о всеобщем человечестве или о
всеобщей закономерности природы. В последнем случае частное обусловливается
всеобщим; в идее же человечества всеобщность обусловливается частным. Если
нам удается подслушать в истории общие законы, то они являются таковыми,
лишь поскольку исторические личности выставили их как цели или как идеалы.
Это и есть внутренняя противоположность между природою и духом. Первая
требует науки, которая восходит от непосредственно данного как
обусловленного к постигаемому в духе как обусловливающему; последний же