от данного как обусловливающего переходит к
обусловленному. Для наук о духе характерно то, что частное является в то же
время законодательным, а для наук о природе -- то, что эта роль переходит ко
всеобщему.
Частное, ценное для нас в науках о природе лишь как переходный этап,
составляет в науках о духе единственный наш интерес. Всеобщее же, которое мы
ищем в первых, здесь обращает на себя наше внимание, лишь поскольку оно
освещает нам частное.
Было бы противным духу науки,, если бы мы в природе останавливались на
непосредственности частного. Но, с другой стороны, было бы духоубийственным,
если бы мы, например, пожелали охватить историю Греции одной общей
логической темой, одним понятием. В первом случае прикованное к явлению
понимание никогда не доработалось бы до науки; а во втором --действующий по
общему шаблону дух лишился бы всякого понимания индивидуального.
18. Психологическое познание
Первая наука, в которой дух имеет дело с самим собою, есть психология.
Дух стоит здесь, рассматривая себя, перед самим собою.
Фихте приписывал человеку существование, лишь поскольку он сам полагает
его в себя. Другими словами: человеческая личность обладает лишь теми
признаками, свойствами, способностями и т. п., которые она посредством
проникновения в свою сущность приписывает себе сама. Человеческой
способности, о которой человек ничего не знал бы, он не признал бы своей, а
отнес бы ее к кому-нибудь чуждому ему. Когда Фихте считал возможным
обосновать на этой истине всю науку о Вселенной, то это было заблуждением.
Но она предназначена стать высшим принципом психологии. Она определяет ее
метод.
Если дух обладает каким-либо качеством, лишь поскольку он его сам
приписывает себе, то психологический метод есть углубление духа в свою
собственную деятельность. Поэтому здесь метод есть самопостижения.
Само собою понятно, что мы этим не хотим принизить психологию до науки
о случайных качествах какой-нибудь (той или другой) человеческой личности.
Мы отделяем единичный дух от его случайных ограничений и от его побочных
признаков и стремимся подняться к изучению человеческого индивида вообще.
Дело не в том, что мы будем рассматривать совершенно случайную
единичную индивидуальность, а в том, чтобы мы получили ясное представление
об определяющем самого себя индивиде вообще. Если нам скажут, что мы и здесь
имеем дело не с чем иным, как с типом человечества, то это будет смешением
типа с обобщенным понятием. Для типа существенно, что он как общее
противостоит своим единичным формам. Иное дело -- понятие человеческого
индивида. Здесь общее непосредственно деятельно в единичном существе, только
деятельность эта различно проявляется, смотря по предметам, на которые она
направлена. Тип изживается в единичных формах и в них вступает во
взаимодействие с внешним миром. Человеческий дух имеет только одну форму. Но
здесь известные предметы затрагивают его чувства, там идеал воодушевляет его
к поступкам и т. д. Мы имеем дело не с отдельной формой человеческого духа,
а всегда со всем цельным человеком. Необходимо только выделить его из его
окружения, если мы хотим постичь его. Чтобы достигнуть типа, необходимо от
отдельной формы подняться к первичной; чтобы достигнуть духа, необходимо
отрешится от внешних проявлений, которыми он дает о себе знать, от частных
совершаемых им поступков и рассматривать его самого по себе. Надо
подслушать, как он поступает вообще, а не то, как он поступил в том или ином
положении. В типе необходимо высвободить посредством сравнения общую форму
из единичных, в психологии же необходимо единичную форму высвободить лишь из
ее окружения.
Здесь дело обстоит уже не так, как в органике, где мы в отдельном
существе узнаем образ всеобщего, первичной формы; здесь мы воспринимаем
отдельное как саму ату первичную форму. Человеческое духовное существо не
есть одно какое-нибудь развитие ее идеи, но есть само ее развитие. Если