дела,
называя Лютера причиной Реформации. История есть по существу наука идеалов.
Ее действительность суть уже идеи. Поэтому единственно верный метод состоит
в том, чтобы отдаваться объекту. Всякое выхождение за него неисторично.
Психология, народоведение и история суть главнейшие формы науки о духе.
Ее методы, как мы видели, основаны на непосредственном постижении идейной
действительности. Ее предмет есть идея, духовное, подобно тому, как в
неорганической науке им был закон природы, а в органической -- тип.
20. Оптимизм и пессимизм
Человек оказался для нас центром миропорядка. Он как дух достигает
высшей формы бытия и создает в мышлении самый совершенный мировой процесс.
Вещи действительны только сообразно тому, как он освещает их. Это такое
воззрение, согласно которому человек опору, цель и сущность своего бытия
имеет в себе самом. Оно делает человека самодовлеющим существом. Он должен
найти в себе самом опору для всего, что в нем есть. Значит, и для своего
блаженства Последним он может быть обязан только самому себе. Всякая власть,
которая доставляла бы ему счастье извне, тем самым обрекала бы его на
несвободу. Ничто не в силах дать человеку удовлетворение, чему он сначала
сам не придал такой способности. Если что-либо доставляет нам радость, то мы
должны сначала сами предоставить ему ту власть, благодаря которой оно может
доставлять нам ее Радость и недовольство существуют для человека в высшем
смысле, лишь поскольку он ощущает их таковыми. Этим разрушается всякий
оптимизм и пессимизм. Первый принимает, что все в мире хорошо, так что он
приводит человека к высшему довольству. Но чтобы это было так, для этого
необходимо самому человеку найти в предметах нечто такое, чего он желает,
т.е. он может стать счастливым не через мир, а только через самого себя.
Пессимизм, напротив, приписывает миру такое устройство, что человек
вечно остается неудовлетворенным и никогда не может достигнуть счастья.
Только что приведенное возражение, конечно, относится и сюда. Внешний мир
сам по себе не хорош и не плох, он становится таким только благодаря
человеку. Человек должен был бы сам сделать себя несчастным, чтобы пессимизм
был обоснован. Он должен был бы желать своего несчастия. Но ведь на
удовлетворении его желания и основано как раз его счастье. Поэтому
пессимизм, рассуждая последовательно, должен был бы допустить, что человек в
несчастии видит свое счастье. Но тогда его воззрение опять-таки распалось
бы. Одно это рассуждение уже достаточно обнаруживает ошибочность пессимизма.
Ж. Заключение
21. Познание и художественное творчество
Наша теория познания лишила познавание его -- столь часто
приписываемого ему -- чисто пассивного характера и утвердила его как
деятельность человеческого духа. Обыкновенно думают, что содержание науки
воспринимается извне; полагают даже, что можно приписывать науке тем большую
объективность, чем более дух воздерживается от какой-либо придачи со своей
стороны к воспринятому материалу. Наши рассуждения показали, что истинное
содержание науки есть вообще не воспринятая внешняя материя, а в духе
постигнутая идея, которая нас глубже вводит в мировую жизнь, чем всякое
разложение и наблюдение внешнего мира, рассматриваемого как чистый опыт.
Идея есть содержание науки. В противоположность пассивно полученному
восприятию наука есть, таким образом, продукт деятельности человеческого
духа.
Таким путем мы приблизили познавание к художественному творчеству,
которое также есть акт деятельного произведения человека. Одновременно мы
пришли к необходимости разъяснить их обоюдное отношение.
Как познавательная, так и художественная деятельность покоятся на том,
что человек от действительности как произведенной поднимается к ней как
производящей: что он от сотворенного восходит к творчеству, от случайности к
необходимости. Тогда как внешняя действительность всегда являет нам лишь
нечто сотворенное творящей