действительность
чувственного бытия. Тем самым, в принципе, получается ответ и на вопрос:
'Что такое познание?' Этот ответ нисколько не меняется оттого, что вопрос
расширяется и на созерцание духовного. Поэтому сказанное в этой книжке о
сущности познания сохраняется свое значение и для познания духовных миров, к
которому относятся мои вышедшие позднее сочинения. Чувственный мир в своем
явлении для человеческого созерцания не есть действительность. Он получает
свою действительность в связи с тем, что мысленно открывается в нем в
человеке. Для действительности чувственно-созерцаемого бытии, проявляется не
вовне, в последнем, а внутри, в человеке. Мысль и чувственное восприятие
суть единое бытие. Выступая в мире с чувственным созерцанием, человек
выделяет и обособляет из действительности мысль; но она является только в
другом месте: во внутреннем душевном мире. Разделение восприятия и мысли не
имеет никакого значения для объективного мира; оно появляется лишь потому,
что среди бытия выступает человек. Для него возникает таким образом
видимость, будто мысль и чувственное восприятие суть некая двоица. Все это
относится и к духовному созерцанию. Когда возникает последнее благодаря
душевным процессам, описанным в моей поздней книге 'Как достигнуть познания
высших миров?', оно образует опять-таки одну сторону - духовного - бытия; а
соответствующие мысли о духовном образуют другую. Различие существует лишь в
том смысле, что чувственное восприятие благодаря мысли завершается в
действительность как бы ввысь, к началу духовного, между тем как духовное
созерцание переживает в своей истинной сущности от этого начала вниз. То,
что переживание чувственного восприятия совершается посредством образованных
природа. Внешних чувств, а переживание созерцания духовного - посредством
выработанных сначала душевно органов духовного восприятия, - это не
составляет принципиального различия.
На самом деле в моих позднейших сочинениях я не покидаю идею познания,
выработанной мною в настоящей книжке, но только эта идея применяется к
духовному опыту.
Относительно статьи 'Природа'. В трудах 'Гетевского общества' я
попытался показать, что эта статья возникла следующим образом. Тоблер,
находившийся ко времени ее возникновения в общении с Гете в Веймаре, записал
после разговоров с Гете мысли, жившие в Гете и признаные им. Эта запись
появилась в распространенном тогда лишь в рукописном виде 'Тифуртском
журнале'. В сочинениях Гете мы находим написанную им гораздо позднее статью
об этом раньше опубликованном отрывке. В ней Гете совершенно отчетливо
говорит, что он не помнит, принадлежит ли о ему, но что содержащиеся в нем
идеи суть те самые, которые он разделял в эпоху его появления. В моем
исследовании в трудах 'Гетевского общества' я пытался показать, что эти идеи
в своем дальнейшем развитии влились у Гете в его восприятии природы.
Впоследствии были опубликованы исследования, всецело приписывавшие авторство
Тоблеру. Я не хотел бы вмешиваться в спор по этому вопросу. Если даже и
признать полную оригинальность Тоблера, то все же остается в силе, что эти
идеи жили в Гете в начале 80-х годов XVIII века, и при том жили так, что
явились - по его собственному признанию - началом его всеобъемлющего
понимания природы. Лично я не имею никакого основания отступить в этом
вопросе от моего взгляда о возникновении этих идей в самом Гете. Но даже
если бы это было и не так, то все же они пережили в его духе бытие, которое
оказалось безмерно плодотворным. Для исследователя Гетевского мировоззрения
они важны не сами по себе, но по отношению к тому, что из них произошло.
'..явления для чувств.' - В этих рассуждениях уже заключен намек на
созерцание духовного, о котором говорится в моих позднейших сочинениях, в
духе того, что сказано выше в примечании.
'Совсем другое дело..' - это рассуждение не противоречит созерцанию
духовного, но указывает на то, что достигнуть сущности чувственного