не посредством, так сказать, прободения его и проникновения
к какому-то бытию позади его, но посредством возвращения назад к элементу
мысленному, который открывается в человеке.
'Ни в одном методе исследовании... применять здесь методы
неорганического естествознания'. - в моих сочинениях различным образом
говорится о 'мистицизме' и о 'мистике'. Что между этими различными образами
выражения нет никакого противоречия, как это придумали некоторые, это всякий
раз легко можно увидеть из общей связи. Можно образовать общее понятие
'мистики'. Согласно ему, мистика есть весь объем того, что можно узнать о
мире посредством внутреннего душевного переживания. Против этого понятия
сначала ничего нельзя возразить. Ибо такой опыт существует. И он открывает
нечто не только о внутренней глубине человека, но также и о мире. Нужно
иметь глаза, в которых разыгрываются события, чтобы узнать что-нибудь о
царстве красок. Нужно иметь внутренний душевный орган, чтобы узнать
некоторые вещи в мире.
Однако чтобы могло возникнуть познание, для этого в опыты мистического
органа должна быть внесена полная логическая ясность. Но есть люди, которые
ищут прибежища во 'внутреннем мире', чтобы избежать логической ясности. Они
называют 'мистикой' то, что уводит познание из света идей в тьму мира чувств
- не освещенного идеями мира чувств. Против этой мистики я всюду говорю в
моих книгах, но за ту мистику, которая мыслительно удерживает идейную
ясность и делает органом своего душевного восприятия мистическое чувство,
действующее в той же области человеческого существа, где обычно господствуют
только темные чувствования, - за эту мистику написана каждая страница моих
книг. По отношению к духовному это чувство вполне может быть приравненно к
глазу или уху физическом мире.
'Психология, народоведение и история суть главнейшие формы науки о
духе'. - После того, как я разработал с тех пор различные области того, что
я называю 'антропософией', я должен был бы - если бы написал эту книгу
теперь - присоединить сюда и 'антропософию'. Сорок лет тому назад при
написании этой книжки я видел перед собой как 'психологию' - правда, в
неупотребительном смысле - нечто такое, что заключало в себе созерцание
всего 'духовного мира' (пневматологию). Но отсюда не следует заключать, что
я тогда хотел исключить этот 'мир духа' из человеческого познания.
Обращений с начала месяца: 80, Last-modified: Sat, 15 May 2004 05:13:40 GMT
Оцените этот текст:Не читал10987654321