Рудольф Штайнер

Очерк теории познания Гетевского мировоззрения

подавляющее

количество доказательств в пользу согласия своего научного направления с

'вдумчивыми наблюдениями Гете'. Но могло бы возникнуть сомнение в

целостности образа мышления Гете, если бы каждая из этих точек зрения

действительно имела право ссылаться на него. Однако причина этого явления

кроется в том, что ни один из этих взглядов не вырос действительно из

мировоззрения Гете, а коренится вне его. Она кроется в том, что эти ученые,

хотя и отыскивают внешнее согласие с отдельными частностями, теряющими,

впрочем, весь свой смысл, будучи вырванными из целого здания Гетевского

мышления, однако в то же время не хотят признавать за самим этим целым

внутренней пригодности для обоснования научного направления. Взгляды Гете

никогда не были исходной точкой научных исследований, а всегда лишь объектом

сравнения.

Занимавшиеся им были редко учениками, непредвзято предававшимися его

идеями, а большей частью - критиками, чинившими над ним суд.

Говоря, что у Гете было слишком мало научного склада; чем выше был он

как поэт, тем слабее - как философ. Поэтому будто бы невозможно опираться на

него с научной точки зрения. Это - совершенное непонимание характера Гете.

Он не был, разумеется, философом в обычном смысле слова, но не следует

забывать, что удивительная гармония его личности заставила Шиллера сказать:

'Поэт - единственно истинный человек'. Тем, что подразумевает здесь Шиллер

под 'истинным человеком', не был именно Гете. В его личности не было

недостатка ни в одном элементе, необходимом для высочайшего выражения

общечеловеческого. И все эти элементы соединялись в нем в одно целое,

которое действовало как таковое. Вот почему в основе его воззрений на

природу лежал глубокий философский смысл, хотя этот философский смысл и не

входил в его сознание в форме определенных научных положений. Кто углубится

в это целое, тот, обладая философскими способностями, сумеет найти и этот

философский смысл и будет в состоянии изложить его как Гетевскую науку. Он

должен будет, однако, исходить из Гете, а не приступать к нему с уже готовым

воззрением. Духовные силы Гете действуют всегда таим образом, как это

требуется самой строгой философией, хотя он и не оставил после себя

систематически целого ее изложения.

Миросозерцание Гете самое многостороннее, какое только можно себе

представить. Оно исходит из одного центра, лежащего в целостной природе

поэта, и выявляет всегда ту сторону, которая соответствует природе

наблюдаемого предмета. Природа Гете свойственна целостность в проявлении

духовных сил, но образ этого проявления всякий раз определяется

соответствующим объектом. Гете заимствует способ наблюдения у внешнего мира,

а не навязывает ему этот способ. Между тем как у многих людей мышление

действует всегда только одним определенным образом; оно пригодно только для

одного рода объектов; оно не целостное, как у Гете, а однообразное.

Выразимся точнее: есть люди, ум которых преимущественно пригоден для

мышления чисто механических зависимостей и действий; они представляют себе

всю Вселенную как механизм. У других есть стремление воспринимать всюду во

внешнем мире таинственный мистический элемент; они становятся приверженцами

мистицизма. Все заблуждение происходит оттого, что такой образ мышления,

имеющий полное значение для одного рода объектов, объявляется всеобщим. Так

объясняется взаимная борьба между многими мировоззрениями. Если теперь такое

одностороннее воззрение встречается с воззрением Гете, которое не

ограниченно, потому что заимствует способ наблюдения вообще не из духа

наблюдателя, а из природы наблюдаемого, то понятно, что оно цепляется за те

элементы мысли, которые ему отвечают. Мировоззрение Гете включат в себя в

вышеупомянутом смысле многие направления мышления, между тем как никакое

одностороннее воззрение не в состоянии когда-либо вполне понять его.

Будучи существенным элементом в организме гения Гете' философский смысл

имеет значение