поводом к тому, что у нас теперь
существует почти необозримая кантианская литература.
Но и этот путь не поможет философской науке. Она лишь тогда будет снова
играть роль в культурной жизни, если вместо возвращения к Канту углубится в
научное понимание Гете и Шиллера.
Теперь мы попытаемся приступить к основным вопросам соответствующей
этим предварительным замечаниям науки о познании.
3. Задача нашей науки
О каждой науке можно в конце концов сказать то, что Гете так метко
выразил в словах: 'Теория сама по себе не годится ни на что, она пригодна,
лишь поскольку заставляет нас верить в связь явлений'. Мы всегда посредством
науки приводим в известную связь разрозненные факты опыта. В неорганической
природе мы видим причины и действия разъединенными и ищем их связь в
соответствующих науках. В органическом мире мы наблюдаем виды и роды
организмов и пытаемся установить их взаимные соотношения. Наконец, в истории
мы встречаемся с отдельными культурными эпохами человечества; мы пытаемся
понять внутреннюю зависимость одной ступени развития от другой. Так, каждая
наука должна, в смысле вышеприведенных слов Гете, проявлять свою
деятельность в определенной области явлений.
Каждая наука имеет свою область, в которой она отыскивает связь между
явлениями. Затем остается все еще в наших научных стараниях большая
противоположность: с одной стороны -- завоеванного посредством наук идейного
мира, а с другой -- лежащих в его основе предметов. Должна существовать
наука, которая и здесь разъясняет взаимные отношения. Мир идеальный и мир
реальный, противоположность идеи и действительности -- вот предмет этой
науки. Должны быть познаны взаимоотношения этих противоположностей.
Найти эти отношения и является целью последующих изысканий. Данные
науки, с одной стороны, природа и история, с другой, должны быть приведены в
известное соотношение. Какое значение имеет отражение мира внешнего в
человеческом сознании, какое отношение существует, между нашим мышлением о
предметах действительности и самой этой действительностью?
Б. Опыт
4. Определение понятия опыта
Итак, две области противостоят друг другу: наше мышление и предметы,
которыми оно занимается. Последние называются, поскольку они доступны нашему
наблюдению, содержанием опыта. Существуют ли помимо поля нашего наблюдения
еще какие-нибудь другие предметы мышления и какова их природа -- этого мы
пока касаться не будем. Нашей ближайшей задачей будет: резко разграничить
каждую из двух названных областей -- опыт и мышление. Мы сначала должны
иметь перед собою определенные очертания опыта, а затем -- исследовать
природу мышления. Приступим к первой задаче.
Что такое опыт? Каждый сознает, что мышление наше зажигается при
столкновении с действительностью. Предметы выступают перед нами в
пространстве и времени; мы воспринимаем многократно расчлененный, крайне
разнообразный внешний мир и переживаем более или менее богато развитый мир
внутренний. Первый образ, в котором все это выступает перед нами, предстает
нам готовым. В его создании мы не принимаем никакого участия. Возникая как
бы из неизвестной нам потусторонности, стоит перед нашим чувственным и
духовным восприятием действительность. Сначала мы можем только окидывать
взором предстоящее нам многообразие.
Эта первая наша деятельность есть чувственное восприятие
действительности. То, что предстает ей, нам надлежит удержать. Ибо только
это вправе мы называть чистым опытом.
Тотчас чувствуем мы потребность проникнуть нашим упорядочивающим
рассудком в это предстоящее нам бесконечное многообразие форм, сил, красок,
звуков и т. д. Мы стремимся разъяснить себе взаимные зависимости всех
предстоящих нам отдельностей. Когда мы встречаем какое-нибудь животное в
определенной местности, мы спрашиваем себя о влиянии последней на жизнь
животного; когда мы видим, что камень начинает катиться, мы ищем других