все тому же обремененному
предпосылками мышлению, которое с такой же экзистенциальной отчужденностью
обрабатывает теперь физические данные, с какой прежде (скажем, у Декарта или
Спинозы) оно обрабатывало данные метафизические. Этой спекуляции Штейнер
противопоставляет душевное наблюдение, или чисто внутреннее переживание
мыслительного процесса, описываемое на естественнонаучный лад. Метод
исключительный не только по новизне, но и по экзистенциальной надежности;
нам удалось бы, пожалуй, на мгновение приоткрыть всю его неповторимость,
если бы мы прибегли к скрещению двух несколько неожиданных аналогий. Надо
представить себе Галилея, который переключил бы внимание с факта, скажем,
падающих тел на процесс собственного мышления и делал бы свое дело чисто
по-галилеевски, нисколько не считаясь с кантианскими окриками, как не
считался же он и тогда с окриками схоластическими, предоставляя самому
объекту раскрывать свою природу*. И надо представить себе, с другой стороны,
Мейстера Экхарта, который в самой углубленной точке своих 'Проповедей' вдруг
перешел бы с темы Глубины и Молчания на... основной биогенетический закон и
соответственно изменил бы стиль и форму изложения. В более поздней книге
Штейнера о мистике это будет сформулировано самым радикальным образом:
'Только тот может достичь полного понимания фактов природы, кто познает дух
в смысле истинной мистики'. И дальше: 'Мейстер Экхарт, как и Таулер, а также
и Яков Беме, как и Ангел Силезский, должны были бы ощутить глубочайшее
удовлетворение при взгляде на это естествознание. Тот дух, в котором они
хотели рассматривать мир, в полнейшем смысле перешел в это наблюдение
природы, если только верно понимать последнее... Правда, многие теперь
думают, что пришлось бы впасть в плоский и сухой материализм, если просто
принять найденные естествознанием 'факты'. Я сам стою вполне на почве этого
естествознания. Я ясно чувствую, что при таком рассмотрении природы, как у
Эрнста Геккеля, только тот может опошлить его, кто уже сам подходит к нему с
миром плоских мыслей. Я ощущаю нечто более высокое и более прекрасное, когда
даю действовать на себя откровениям 'Естественной истории творения', чем
когда мне навязывают сверхъестественные чудесные истории различных
вероучений. Ни в одной 'священной' книге я не знаю ничего, что раскрывало бы
мне такие возвышенные вещи, как тот 'сухой факт', что каждый человеческий
зародыш в чреве матери последовательно повторяет вкратце все животные формы,
через которые прошли его животные предки'. Заметим: это говорит человек, уже
пожертвовавший своей свободной профессией не связанного ни какими внешними
формами писателя ради теософского 'ангажемента'**', чрезвычайная резкость
формулировок, подчеркнуто вызывающих и подчеркнуто неосторожных, -- прием,
имитирующий правило Стендаля в столь недавней еще великолепной пробе Ницше:
ознаменовать свое вступление в общество дуэлью. Если кто-либо из нас
способен вообще понять, что значило для автора 'Философии свободы'
вступление в Теософское общество, к чему он -- подчеркнем это со всей силой
-- был вынужден во спасение все той же 'Философии свободы', дабы она не
осталась 'переживанием отдельного человека*, а вошла в мир*, тому эта
резкость покажется не только тактически оправданной, но и единственно
правомерной. Должны же были -- продолжим мы в аналогичном ключе -- эти
длинноволосые святоши и конспираторы гималайских тайн, будущие 'дяди' и
'тетки' Антропософского общества, знать, с кем им предстоит иметь дело!...
Но за частностями тактического поведения проступали мощные контуры
прокинутой в будущее стратегии: 'Результаты душевных наблюдений по
естественнонаучному методу', где душа, ориентирующаяся на естествознание, не
могла уже впадать в трансы всякого рода мистических ощущений, а
естествознание, интерпретируемое душой, последовательно углубляло сухие
факты природы до выблесков духовного опыта.
*Возможно, именно здесь следовало бы искать причину всех позднейших
срывов гуссерлевской феноменологии, самоопроеделившейся с самого начала -- в
чисто штей-неровском смысле -- как теория 'логических переживаний', но
предпочевшей ориентироваться не на естественнонаучный метод, а на
схоластическую традицию. Тут-то и остановили Гуссерля окрики непобежденного
'стража