Штейнером. Разумеется,
требование беспредпосы-лочности остается в силе и здесь; такова эта книга в
измерении именно беспредпосы-лочного христианства -- в любом другом
измерении ее наверняка ожидала бы прямо противоположная оценка. То, что
современный 'научный' атеизм -- величина сама по себе достаточно зыбкая и
двусмысленная, лежит вне всяких сомнений; этически нейтральное
естествознание позволяет в равной степени прийти как к Богу, так и к Ничто,
и примеров, подтверждающих то и другое, наберется, конечно же, в избытке.
Чего оно не позволяет, так это прийти к Христу. Ибо прийти к Христу значило
бы для него пережить свой 'Дамаск'; давайте вспомним: Савл, 'дышащий
угрозами и убийством', ведь тоже верил в Бога и не был атеистом;
христианином и Павлом стал он, лишь узрев Дамасский свет. 'Философия
свободы', выводящая познание из статуса этической нейтральности и оживляющая
его нравственными импульсами, и есть такой 'Дамаск' в условиях
современности; без нее можно сегодня с равным успехом быть как верующим, так
и атеистом, -- христианином (не в инерции прошлого, а сообразно нынешней
действительности) без нее едва ли кому-нибудь дано стать.
*Впоследствии в проекте социальной трехчленности Штейнером будет
воскрешен потрясающий смысл еще одной заболтанной банальности: свобода,
равенство, братство.
Я вынужден снова обратиться к свидетельству Ницше, так как не знаю
никого, кто с такой саморазрушительной честностью вскрывал когда-либо
насквозь протухшие консервы с соблазнительными этикетками. Довод,
сформулированный почти с силлогистической ясностью. 'Наше время есть время
знания'. И значит (продолжает Ницше), 'неприлично теперь быть христианином'.
'Бот тут-то, -- заключает он, -- и начинается мое отвращение'. -- 'Куда, --
восклицает он дальше, -- девались остатки чувства приличия, уважения самих
себя, когда даже наши государственные мужи, в других отношениях очень
беззастенчивые люди и фактически насквозь антихристиане, еще и теперь
называют себя христианами и идут к причастию?' И напоследок уже совсем
по-ницшевски: 'Каким же выродком фальшивости должен быть современный
человек, если он, несмотря на это, не стыдится еще называть себя
христианином!' Так сформулировано это в ураганной книге, озаглавленной
'Антихрист'. Но пусть каждый, в ком не вымерла еще такая
стихийно-бедственная честность и бескомпромисность, кто, стало быть, не
привык числиться в дураках даже у Господа Бога, положит руку на сердце и
спросит себя: разве это не правда? И разве не правда и то, что так
гневаться, что так возмущаться, испытывать такое отвращение мог уже не
анти-христианин, а перво-христианин, очутившийся в сплошном и непролазном
псевдо-христианстве? Гнев Ницше, в последнем невменяемом пароксизме страсти
хвативший через край, есть лишь неопознанная реакция чистого христианина на
мерзость запустения в месте святом; только так между прочим и могу я
осмыслить восторг молодого Штейнера, прочитавшего еще в рукописи книгу
'Антихрист': 'Антихрист' Ницше... одна из самых значительных книг,
написанных за последние столетия. В каждом предложении находил я собственные
свои ощущения. Я не в состоянии пока выразить всю степень удовлетворения,
вызванного во мне этой книгой'*. Вопрос, вытекающий из самой сути нападок
Ницше: как возможно христианство? И не в том даже дело, где еще сегодня
найти христианина, каким (я цитирую Гете) 'его хотел бы видеть Христос';
вопрос жалит ядовитее: а возможно ли сегодня вообще христианство, мыслимое
не как инерция унаследованных навыков, стало быть, именно нечто неприличное,
а как 'путь, истина и жизнь', как, говоря словами Киркегора, 'ежемгновенная
одновременность с Христом'?
*Из письма к Паулине Шпехт от 23 декабря 1894 года. Тот факт, что
спустя 30 лет, в кармических лекциях 1924 года, 'Антихрист' Ницше будет
охарактеризован Штей-нером как прямая инспирация Аримана, не то что не
противоречит юношескому переживанию, но, напротив, эзотерически проясняет
его. Между тем некоторые активисты антропософского движения на Западе, уже
давно подкапывающиеся под Штейнера с благородной-де целью демифологизировать
его и вернуть его превратностям 'человеческого, слишком человеческого', по
сути лишь