притянуть его к себе и себе же уподобить ('продуктом своего
времени', не лишенным сиюминутных эмоций и национальных пристрастий назван
Штейнер в одной из таких статей), прямо используют это кажущееся
'противоречие' и даже заключают отсюда к 'ницшеанству' и 'атеизму' молодого
Штейнера. Вот что получается, когда мозги, натренированные на легком
философском и публицистическом чтении, самонадеянно и менторски вторгаются в
зону эзотерики! А ведь достаточно было вспомнить, что Ариман,
инспирировавший Ницше, -- 'частица силы, желавшей вечно зла, творившей лишь
благое' -- и на сей раз сотворил благое, нанеся смертельный удар
изолгавшемуся в веках христианству и впервые создав тем самым почву для
нового беспредпосылочного христианства, каковым оно выступило позднее в
христологии Штейнера. Восторг автора 'Философии свободы' перед ницшевским
'Антихристом' выглядит в этом свете всего лишь признательностью Геракла
другому герою, очистившему за него авгиевы конюшни; я сказал бы решительнее:
'Антихрист' должен был быть написан, и, не напиши его Ницше, возможно писать
его пришлось бы самому Штейнеру, хотя, слава Богу, этого не произошло.
Повторим еще раз: наше время есть время знания. Здесь и дан камень
преткновения: вся диалектика последующих недоумений и отвращений. Варианты
исчисляются с математической жестокостью: быть христианином значило бы в
наше время либо знать одно и верить в другое, либо знать одно и
прикидываться, что веришь в другое, либо же ничего не знать и просто верить
в другое. Согласимся, что первые два варианта едва ли выдержали бы самую
легкую пробу на христианство; третий -- лютеровское sola fide -- в лучшем
случае дотянул бы до позавчерашнего христианства со всеми вытекающими отсюда
сегодняшними неприличиями. Страшный вывод Ницше, стоивший ему жизни:
следовательно, христианство невозможно, пресекается молодым Штейнером, и --
что особенно важно -- не извне, а имманентно книге 'Антихрист', т.е. в
полном согласии со всеми предыдущими посылками: оно возможно как четвертый
вариант -- не: знать одно и верить в другое, или прикидываться, что веришь в
другое, или ничего не знать, а просто верить в другое, но: ЗНАТЬ ДРУГОЕ.
Тут-то и вырастает перед нами наихристианнейшая 'Философия свободы' с
острием знания, направленным в былую область веры. Наше время, соглашается
Штейнер с Ницше, есть время знания. Да, но что за это знание? -- вот в чем
вопрос. Вопрос, упущенный Ницше и действительно обрекший его на провал:
снаряжаясь в поход против тысячелетних святынь, этот принц Фогельфрай не
пошел в своих теретикопоз-навательных предпосылках дальше наспех
мобилизованного позитивизма и скептицизма. Как будто и здесь сошло бы с рук
гасконское сумасбродство, вознамерившееся на такой лад покорять этот
'Париж'! Ответ 'Философии свободы': христианство возможно как знание, но для
этого необходима христианская теория познания, или, как скажет впоследствии
Штейнер об 'Истине и науке' и 'Философии свободы': мысли Павла в области
теории познания. Павел ('святой -- заступник мышления в христианстве', по
прекрасному выражению А. Швейцера), самый непонятый --
'неудобовразумительный', как отзывается о нем апостол Петр -- и, может быть,
самый одинокий дух из всех, кого когда-либо знала христианская
действительность, покровитель и правозащитник любого рода духовного
бунтарства и диссидентства, нудимого волей к познанию и духом свободы --
непонятый и в этом даже самими бунтарями; Павел, Моисей христианства,
перманентно выводящий живой дух его из нового римско-константинопольского и
какого угодно пленения, когда дух этот оказывается под гипсовой повязкой
форм и оборачивается собственной посмертной маской; Павел, как никто
призывающий 'найтись во Христе', чтобы Мистерия Голгофы свершалась не только
для нас, но и в нас, в каждом индивидуально и каждым в первом лице, этот
Павел, бесстрашный гностик и испытатель глубин, возрождается здесь в новом,
небывалом для себя, но и вполне естественном качестве 'гносеолога'. Может,
когда-нибудь из разрозненных и летучих высказываний Штейнера о павлиан-ской
основе 'Философии свободы' вырастет еще специальый антропософский трактат,
систематизирующий эту бесконечно глубокую параллель и переводящий
гностический