другую,
которая смотрит на себя со стороны при этом мышлении. Этого я не могу
сделать. Я могу осуществить это лишь в двух раздельных актах. Мышление,
подлежащее наблюдению, никогда не бывает тем, которое при этом находится в
деятельности, но всегда другим. Произвожу ли я с этой целью наблюдение над
моим собственным прежним мышлением, или прослеживаю ли я мыслительный
процесс другого лица, или же, наконец, предполагаю ли я, как в
вышеприведенном случае с движением бильярдных шаров, некий вымышленный
мыслительный процесс - это не суть важно. Две вещи несовместимы друг с
другом: деятельное осуществление и созерцательное противопоставление. Об
этом знает уже книга Бытия. В первые шесть мировых дней Бог создает мир, и,
лишь когда мир уже существует, становится возможным и созерцать его: 'И
увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма'. Так обстоит и с нашим
мышлением. Оно должно быть сначала налицо, если мы намереваемся наблюдать
его.
Основание, в силу которого для нас оказывается невозможным наблюдать
мышление одновременно с его протеканием, то же, что и то, которое позволяет
нам познавать его непосредственнее и интимнее, чем какой-либо другой процесс
в мире. Именно оттого, что мы производим его сами, мы знаем и характерные
черты его протекания, способ, каким происходит рассматриваемый при этом
процесс. То, что в остальных областях наблюдения может быть найдено только
опосредованно - соответствующая реальная связь и взаимоотношение отдельных
предметов, - в мышлении мы это знаем совершенно непосредственным образом.
Почему для моего наблюдения гром следует за молнией - этого я не узнаю сразу
же. Но почему мое мышление соединяет понятие грома с понятием молнии, это я
знаю непосредственно из содержания обоих понятий. Дело, конечно, не в том,
имею ли я верные понятия о молнии и громе. Связь имеющихся у меня понятий
мне ясна, и притом через них самих.
Эта прозрачная ясность по отношению к процессу мышления совершенно
независима от нашего знания физиологических основ мышления. Я говорю здесь о
мышлении, поскольку оно выявляется из наблюдения нашей духовной
деятельности. При этом совершенно неважно, каким образом некий материальный
процесс моего мозга обусловливает другой процесс или влияет на него в то
время, как я произвожу мыслительную операцию. Я наблюдаю в мышлении вовсе не
то, какой процесс в моем мозгу соединяет понятие молнии с понятием грома, а
то, что побуждает меня приводить в определенную связь оба понятия. Мое
наблюдение показывает, что при сочетании моих мыслей я руководствуюсь не чем
иным, как только содержанием этих мыслей; я не руководствуюсь материальными
процессами в моем мозгу. В менее материалистическую эпоху, чем наша, это
замечание, конечно, было бы совершенно излишне. Но в настоящее время, когда
существуют люди, полагающие, что если мы знаем, что такое материя, то мы
будем знать также и то, как материя мыслит, должно быть сказано, что можно
говорить о мышлении, не вступая тотчас в противоречие с физиологией мозга. В
настоящее время очень многим людям трудно усвоить понятие о мышлении в его
чистоте.
Тот, кто изложенному мною здесь представлению о мышлении тотчас же
готов противопоставить фразу Кабаниса: 'Мозг вьщеляет мысли, как печень
желчь, слюнная железа - слюну и т. д'., просто не знает, о чем я говорю. Он
пытается найти мышление посредством простого процесса наблюдения таким же
образом, как мы делаем это в случае других предметов содержания мира. Но он
не может найти его этим путем, потому что оно, как я показал, именно
здесь-то и ускользает от нормального наблюдения. Кто не может побороть
материализма, у того отсутствует способность вызывать в себе описанное
исключительное состояние, которое доводит до его сознания то, что остается
неосознанным при всякой другой духовной деятельности. У кого нет доброй воли
перенестись на эту точку зрения, с тем так же невозможно говорить о
мышлении, как со слепым о цвете. Пусть только, однако, он не думает, что мы
принимаем за мышление физиологические процессы. Он не уясняет себе мышления,
потому что он вообще его не видит.
Но для всякого, у кого есть способность наблюдать мышление - а при
доброй воле она есть у каждого нормально организованного человека, - это
наблюдение оказывается самым важным из всех,