Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

какие он может сделать. Ибо он

наблюдает нечто, произведенное им самим: он видит себя противопоставленным

не чуждому поначалу предмету, а своей собственной деятельности. Он знает,

как осуществляется то, что он наблюдает. Он проницает взором условия и

соотношения. Им добыта точка опоры, исходя из которой можно с обоснованной

надеждой искать объяснения прочих явлений мира.

Чувство обладания такой точкой опоры побудило Декарта, основателя новой

философии, обосновать все человеческое знание на положении: 'Я мыслю,

следовательно, я существую'. Все прочие вещи, всякое другое свершение

существует помимо меня; я и не знаю, как истина ли, как призрак ли или как

сон. Только одно знаю я с безусловной достоверностью, ибо я довожу его сам

до достоверного бытия: мое мышление. Пусть оно имеет еще и другой

какой-нибудь источник своего бытия, пусть оно происходит от Бога или

откуда-нибудь еще; но что оно существует в том смысле, что я сам его

произвожу, - в этом я уверен. Вкладывать в свое положение другой смысл

Декарт не имел поначалу никакого права. Он мог лишь утверждать, что в

пределах мирового содержания я постигаю себя в своем мышлении, как в своей

наисобственнейшей деятельности. Что должно было бы означать подвешенное

заключение: 'следовательно, я есмь', об этом было много споров. Но оно может

иметь смысл только при единственном условии. Простейшее, что я могу

высказать о вещи, - это что она есть, что она существует. Как далее

следовало бы определить это существование, этого нельзя сказать сразу же ни

об одной вещи, появляющейся на горизонте моих переживаний. Каждый предмет

необходимо сначала исследовать в его отношении к другим, чтобы суметь

определить, в каком смысле может идти о нем речь как о существующем.

Пережитый процесс может быть суммой восприятий, но может быть и сном,

галлюцинацией и т. д. Одним словом, я не могу сказать, в каком смысле он

существует. Этого я не могу извлечь из самого процесса, но я это узнаю,

рассмотрев его в отношении к другим вещам. Но и здесь опять-таки я не в

состоянии узнать больше, как только: в каком отношении находится он к этим

вещам. Мои поиски лишь тогда обретут твердую почву, когда я найду объект,

при котором я из него самого смогу почерпнуть смысл его существования. Но

таковым являюсь я сам, как мыслящий, ибо я дарую моему существованию

определенное, зиждущееся на самом себе содержание мыслящей деятельности.

Отсюда-то и могу я исходить, ставя вопрос: существуют ли другие вещи в том

же смысле или в каком-нибудь другом?

Когда мышление делают объектом наблюдения, то к остальному наблюдаемому

содержанию мира присоединяют нечто такое, что иначе ускользает от внимания.

При этом, однако, способ, которым человек относится к другим вещам, остается

неизменным. Увеличивают число объектов наблюдения, но не метод наблюдения.

Когда мы наблюдаем другие вещи, к мировому свершению - к которому я теперь

причисляю и наблюдение, - примешивается процесс, который упускают из виду.

Существует нечто, отличное от всякого другого свершения, но не принимаемое

при этом во внимание. Но когда я рассматриваю свое мышление, то такого

неучтенного элемента просто не оказывается налицо. Ибо то, что остается

теперь на заднем плане, - это опять-таки само мышление. Наблюдаемый предмет

качественно тот же самый, что и направленная на него деятельность. И тут

вновь проявляется характерная особенность мышления. Когда мы делаем его

объектом наблюдения, мы не бываем вынуждены осуществлять это при помощи

чего-нибудь качественно отличного, но можем оставаться в той же самой

стихии.

Если я включаю в свое мышление данный мне без моего содействия предмет,

я выхожу за пределы моего наблюдения, и тогда встает вопрос: что дает мне на

это право? Почему я не предоставляю предмету просто воздействовать на меня?

Каким образом возможно, что мое мышление имеет отношение к предмету? Таковы

вопросы, которые должен поставить себе каждый, размышляющий над своими

собственными мыслительными процессами. Они отпадают, когда размышление

обращается на само мышление. Мы не присоединяем к мышлению ничего чуждого

ему; оттого нам нечего и оправдываться в таком присоединении.

Шеллинг говорит: 'Познавать природу значит творить природу'. Кто примет

эти слова смелого натурфилософа