Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

чем оно будет воспринято.

Тем самым наше рассмотрение переводится с объекта восприятия на

субъект. Я не только воспринимаю другие вещи, но я воспринимаю и себя

самого. Восприятие меня самого имеет содержанием прежде всего то, что я

остаюсь пребывающим по сравнению с постоянно приходящими и уходящими

образами восприятий. Восприятие моего Я может всегда выступать в моем

сознании, покуда у меня бывают другие восприятия. Когда я углубляюсь в

восприятие какого-нибудь данного предмета, то я имею сознание пока что

только о нем. К этому может затем присоединиться восприятие моей собственной

личности. Тогда я осознаю уже не только предмет, но и мою личность,

противостоящую предмету и наблюдающую его. Я не просто вижу дерево, но и

знаю, что это именно я его вижу. Я узнаю также, что нечто во мне происходит,

в то время как я наблюдаю дерево. Когда дерево исчезает из поля моего

зрения, для моего сознания остается остаток от этого процесса: образ дерева.

Этот образ соединился в процессе моего наблюдения с моей собственной

личностью. Моя собственная личность обогатилась; ее содержание приняло в

себя новый элемент. Этот элемент я называю моим представлением о дереве. Я

никогда не пришел бы к возможности говорить о представлениях, если бы не

пережил их в восприятии моей собственной личности. Восприятия приходили бы и

исчезали; я пропускал бы их мимо. Только благодаря тому, что я воспринимаю

мою собственную личность и замечаю, что с каждым восприятием изменяется и ее

содержание, я вижу себя вынужденным привести наблюдение предмета в связь с

изменением моего собственного состояния и могу говорить о моем

представлении.

Представление я воспринимаю при моей собственной личности в том же

смысле, как цвет, звук и т. д. при других предметах. Теперь я могу провести

и различие, назвав эти другие, противопоставленные мне предметы внешним

миром, между тем как содержание моего самовосприятия я обозначаю как

внутренний мир. Непонимание отношения между представлением и предметом

вызвало величайшие недоразумения в новейшей философии. Восприятие некоего

изменения в нас, модификация, испытываемая мною самим, была выдвинута на

первый план, а вызвавший эту модификацию объект был совершенно упущен из

виду. Говорилось: мы воспринимаем не предметы, а только наши представления.

Я ничего не могу знать о столе самом по себе, который является предметом

моего наблюдения, а могу знать только об изменении, происходящем со мною

самим, в то время как я наблюдаю стол. Это воззрение не следует смешивать с

ранее упомянутым воззрением Беркли. Беркли утверждает субъективную природу

содержания моих восприятий, но он не говорит, что я могу знать только о моих

представлениях. Он ограничивает мое знание моими представлениями, полагая,

что вне деятельности представления нет никаких предметов. Того, что я считаю

столом, в смысле Беркли уже не существует, как только я больше не обращаю на

него мой взор. Поэтому Беркли полагает, что мои восприятия возникают

непосредственно по воле Бога. Я вижу стол, потому что Бог вызывает во мне

это восприятие. Оттого Беркли не знает никаких других реальных существ,

кроме Бога и человеческих духов. То, что мы называем миром, существует лишь

в пределах духов. То, что наивный человек называет внешним миром, телесной

природой, для Беркли просто не существует. Этому воззрению противостоит

господствующее в настоящее время воззрение Канта, которое ограничивает наше

познание мира нашими представлениями не вследствие убеждения, что вне этих

представлений не может существовать никаких вещей, но потому, что оно

считает нас организованными таким образом, что мы способны узнавать только

об изменениях нашей собственной личности, а не о вызывающих эти изменения

'вещах в себе'. Из того, что мне известны только мои представления, оно не

делает вывода, что нет никакого независимого от этих представлений бытия, а

только заключает, что субъект не может непосредственно принимать в себя

ничего такого, что 'он способен воображать, сочинять, мыслить, познавать, а

может быть, и не познавать, не иначе, как через посредство своих

субъективных мыслей' (О.Либман, 'К анализу действительности').

Это воззрение считает, что оно высказывает нечто безусловно

достоверное, нечто такое, что является