внутри этой кожи, принадлежит к Космосу как единому целому.
Итак, для того чтобы существовало отношение между моим организмом и
предметом вне меня, вовсе не необходимо, чтобы нечто от предмета
проскальзывало в меня или производило отпечаток в моем духе, подобно оттиску
на воске. Вопрос - как я получаю весть о дереве, находящемся в десяти шагах
от меня, - поставлен совершенно неверно. Он проистекает из воззрения, что
границы моей телесности являются абсолютными перегородками, через которые в
меня проникают вести о вещах. Силы, действующие внутри моей телесной кожи,
суть те же самые, что и существующие вовне. Итак, я действительно есть -
сами вещи; разумеется, не Я, поскольку я - субъект восприятия, но Я,
поскольку я - часть внутри общего мирового свершения. Восприятие дерева
покоится в одном и том же целом с моим Я. Это общее мировое свершение равным
образом вызывает в одном случае восприятие дерева, а в другом - восприятие
моего Я. Будь я не познавателем мира, а творцом его, то объект и субъект
(восприятие и Я) возникали бы в одном акте. Ибо они взаимно обусловливают
друг друга. В качестве познавателя мира я могу найти общее у обоих, как двух
принадлежащих к одному целому существенных сторон, только через мышление,
соотносящее их посредством понятий друг с другом.
Труднее всего справиться с так называемыми физиологическими
доказательствами субъективности наших восприятий. Когда я оказываю давление
на кожу моего тела, то я воспринимаю его как ощущение давления. То же
давление я могу воспринимать глазом как свет и ухом как звук. Электрический
удар я воспринимаю глазом как свет, ухом как звук, кожными нервами как
толчок, органом обоняния как фосфорный запах. Что следует из этого факта?
Только то, что я воспринимаю электрический удар (или давление) и, вслед за
тем, световое качество, или звук, или известный запах и т. д. Без наличия
глаза к восприятию механического сотрясения в окружающей среде не
присоединилось бы восприятие светового качества, без органа слуха
отсутствовало бы восприятие звука и т. д. По какому же праву можно
утверждать, что без органов восприятия не протекал бы и сам процесс как
таковой? Кто отталкивается от того обстоятельства, что электрический процесс
вызывает зрительное ощущение света, и делает отсюда обратное заключение:
следовательно, ощущаемое нами как свет вне нашего организма есть лишь
механический процесс движения, - тот забывает, что он только переходит от
одного восприятия к другому, а вовсе не к чему-то вне восприятия. Подобно
тому как можно сказать, что глаз воспринимает механический процесс движения
в своем окружении как свет, с таким же правом можно утверждать и то, что
закономерное изменение предмета воспринимается нами как процесс движения.
Если на поверхности вращающейся пластинки я двенадцать раз нарисую лошадь, и
притом в таких положениях, какие ее тело принимает во время бега, то
вращением пластинки я могу вызвать видимость движения. Для этого достаточно
будет лишь посмотреть через какое-нибудь отверстие, и притом так, чтобы в
соответствующие промежутки времени видеть следующие одно за другим положения
лошади. Я увижу не двенадцать картинок лошади, а только картину одной
мчащейся лошади.
Итак, упомянутый физиологический факт не может пролить свет на
отношение восприятия к представлению. Нам следует разобраться в этом иным
способом.
В тот момент, когда на горизонте моего наблюдения всплывает какое-либо
восприятие, через меня активизируется и мышление. Некое звено в моей системе
мышления, какая-то определенная интуиция, какое-то понятие соединяется с
восприятием. Когда затем восприятие исчезает из моего кругозора, что же
тогда остается? Моя интуиция, связанная с определенным восприятием, которое
образовалось в момент акта восприятия. Насколько живо могу я позднее вновь
восстановить для себя эту связь, это зависит от способа функционирования
моего духовного и телесного организма. Представление есть не что иное, как
отнесенная к определенному восприятию интуиция, некое понятие, которое
однажды было связано с восприятием и у которого осталось отношение к этому
восприятию. Мое понятие льва образовано не из моих восприятий льва. Но мое
представление о льве образовано на восприятии. Я могу сообщить понятие льва
кому-нибудь,