всеобщность мира. Моя
задача состоит в установлении равновесия между этими обеими хорошо мне
знакомыми сферами. О границах познания при этом не может быть и речи. Време
нами тот или иной момент может оставаться невыясненным, потому что наша
жизненная позиция мешает нам воспринимать участвующие в этом вещи. Но не
найденное сегодня может быть найдено завтра. Обусловленные этим границы
являются только преходящими, которые могут быть преодолены дальнейшим
развитием восприятия и мышления. .
Дуализм делает ту ошибку, что он переносит противоположность объекта и
субъекта, имеющую значение лишь в пределах области восприятия, на сугубо
измышленные сущности вне таковой. Но так как вещи, разделенные в пределах
горизонта восприятия, разделены лишь постольку, поскольку воспринимающий
воздерживается от мышления, которое устраняет всякую раздельность и
позволяет познать ее как только субъективно обусловленную, то дуалист
переносит определения на некие сущности позади восприятий, которые сами
имеют для этих последних не абсолютное, а только относительное значение. Он
разлагает, таким образом, два учитываемых в процессе познания фактора -
восприятие и понятие - на четыре: 1) на объект в себе, 2) на восприятие,
которое субъект имеет от объекта, 3) на субъект, 4) на понятие, которое
соотносит восприятие с объектом в себе. Отношение между объектом и субъектом
реально; субъект действительно (динамически) аффицируется объектом. Этому
реальному процессу не велено попадать в наше сознание. Но ему велено
вызывать в субъекте противодействие исходящему от объекта воздействию.
Результатом этого противодействия должно быть восприятие. Только оно-де и
попадает в сознание. Объекту приписана объективная (независимая от субъекта)
реальность, восприятию же - лишь субъективная. Эта субъективная реальность и
соотносит-де субъект с объектом, каковая соотнесенность и объявляется
идеальной. Дуализм таким образом расщепляет процесс познания на две части.
Одной - порождению объекта восприятия из 'вещи в себе' - он предоставляет
разыгрываться вне сознания, другой - соединению восприятия с понятием и
отнесению последнего к объекту - внутри сознания. При таких предпосылках
ясно, что дуалист надеется получить в своих понятиях только субъективных
представителей того, что лежит перед его сознанием. Объективно-реальный
процесс в субъекте, благодаря которому осуществляется восприятие, и тем
более объективные отношения 'вещей в себе' остаются для такого дуалиста
безусловно непознаваемыми; по его мнению, человеком могут быть добыты только
понятийные представители для объективно-реального. Целостная связь вещей,
соединяющая их между собой и объективно с нашим индивидуальным духом (как
'вещью в себе'), лежит по ту сторону сознания - в каком-то существе в себе,
для которого в нашем сознании мы равным образом можем иметь только
понятийного представителя.
Дуализм полагает, что весь мир распылится в абстрактную схему понятий,
если он наряду с понятийными связями предметов не установит еще и реальных
связей. Другими словами, дуалисту кажутся слишком легковесными находимые
через мышление идеальные принципы, и он ищет новых реальных принципов,
которыми можно было бы подкрепить их.
Рассмотрим пристальнее эти реальные принципы. Наивный человек (наивный
реалист) созерцает предметы внешнего опыта как реальности. То, что он может
схватить эти вещи руками, видеть их глазами, служит ему доказательством их
реальности. 'Не существует ничего, чего нельзя воспринять' - это прямо-таки
можно считать первой аксиомой наивного человека, которая с равным успехом
признается и в своей инверсии: 'Все, что может быть воспринято, существует'.
Лучшим доказательством этого утверждения является вера наивного человека в
бессмертие и в духов. Он представляет себе душу тонкой материей, могущей
быть воспринятой внешними чувствами; она, мол, при особых обстоятельствах
может быть видима даже и для обыкновенного человека (наивная вера в
привидения) .
В противоположность этому его реальному миру для наивного реалиста все
другое, особенно мир идей, является нереальным, 'только идеальным'. То, что
мы примышляем к предметам, есть просто мысль о вещах. Мысль не прибавляет
ничего реального к восприятию.
Однако наивный человек считает чувственное