мыслится всецело соответствующей тому, что может быть
воспринято как род деятельности самого человека, т. е. антропоморфически.
Современная физика сводит чувственные ощущения к движениям мельчайших
частиц тел и бесконечно тонкого шчцества, эфира, или к чему-либо подобному.
Например, то что мы воспринимаем как теплоту, есть движение частиц внутри
пространства, занимаемого излучающим теплоту телом. Здесь опять-таки
невоспринимаемое мыслится но аналогии с воспринимаемым. Чувственным аналогом
понятия 'тело' является в этом смысле хотя бы внутренность отовсюду
замкнутого пространства, где движутся по всем направлениям упругие шары,
которые ударяют друг друга, наталкиваются на стенки, отталкиваются от них и
т. д.
Без таких допущений мир распался бы для наивного реализма на бессвязный
агрегат восприятий без взаимных отношений и потому не смыкающийся ни в какое
единство. Но ясно, что наивный реализм может приходить к этому допущению
лишь в силу непоследовательности. Если он хочет оставаться верным своему
основному положению - только воспринятое действительно, - тогда он не вправе
допускать ничего действительного там, где он ничего не воспринимает.
Невоспринятые силы, действующие из воспринятых вещей, являются, собственно
говоря, неправомерными гипотезами с точки зрения наивного реализма. А так
как он не знает никаких других реальностей, то он снабжает свои
гипотетические силы содержанием восприятия. И значит, он применяет форму
бытия, свойственную восприятиям внешних чувств, к такой области, где у него
отсутствует средство, которое только и могло бы дать показания об этой форме
бытия: чувственное восприятие.
Это исполненное внутренних противоречий мировоззрение приводит к
метафизическому реализму, который наряду с воспринимаемой реальностью
конструирует еще и другую, невоспринимаемую, мыслимую им по аналогии с
первой. Метафизический реализм является поэтому по необходимости дуализмом.
Где метафизический реализм замечает отношение между воспринимаемыми
вещами (приближение посредством движения, осознание чего-то объективного и
т. д.), там он полагает реальность. Но замечаемое им отношение он может
выразить все же лишь посредством мышления, а не воспринимать. Идеальное
отношение произвольно уподобляется воспринимаемому. Таким образом для этого
направления мышления действительный мир составлен из объектов восприятия,
которые находятся в вечном становлении, появляются и исчезают, и пронизаны
невоспринимаемыми силами, которыми производятся объекты восприятия и которые
суть пребывающие.
Метафизический реализм есть исполненное противоречий смешение наивного
реализма с идеализмом. Его гипоготические силы суть невоспринимаемые
сущности, наделенные качествами восприятий. Кроме той мировой области, для
формы бытия которой он располагает средством познания в акте восприятия, он
решился признать еще и другую область, где это средство бессильно и которую
можно установить только посредством мышления. Но в то же время он не может
решиться признать и ту форму бытия, которую ему сообщает мышление, т. е.
понятие (идею), таким же равноправным фактором наряду с восприятием. Чтобы
избежать противоречия невоспринимаемого восприятия, необходимо допустить,
что для сообщаемых мышлением отношений между восприятиями у нас нет иной
формы существования, кроме формы понятия. Если выкинуть из метафизического
реализма его неправомерную составную часть, то мир предстанет как сумма
восприятий и их понятийных (идеальных) отношений. Так метафизический реализм
переходит в мировоззрение, которое для восприятия требует принципа
воспринимаемости, а для отношений между восприятиями - мыслимости. Это
мировоззрение не может признать наряду с миром восприятий и миром понятий
никакой третьей мировой области, для которой одновременно имели бы значение
оба принципа - так называемый реальный принцип и идеальный принцип.
Когда метафизический реализм утверждает, что наряду с идеальным
отношением между объектом восприятия и субъектом его восприятия должно
существовать еще и реальное отношение между 'вещью в себе' восприятия и
'вещью в себе' воспринимающего субъекта (так называемого индивидуального
духа), то это утверждение покоится на ошибочном допущении аналогичного
процессам чувственного мира невоспринимаемого