Последний же в мышлении
обладает одновременно средством снова упразднять вызванную им самим
определенность.
Метафизический реализм стоит перед дальнейшей трудностью, когда он
хочет объяснить сходство картин мира у различных человеческих индивидуумов.
Он должен спросить себя, как происходит, что картина мира, которую я строю
себе из моего субъективно определенного восприятия и из моих понятий,
одинакова с той, которая построена другим человеческим индивидуумом из тех
же обоих субъективных факторов? Как вообще могу я, исходя из моей
субъективной картины мира, заключать к картине мира другого человека? Из
того, что люди практически договариваются между собой, метафизический
реалист полагает возможным заключать и о сходстве их субъективных картин
мира. Из сходства этих картин мира он заключает затем и к тождеству лежащих
в основе отдельных человеческих субъектов восприятия индивидуальных духов,
или лежащих в основе субъектов 'Я самих по себе'.
Итак, мы имеем здесь заключение от суммы воздействий к характеру
лежащих в их основе причин. Из достаточно большого числа случаев мы считаем
возможным настолько ознакомиться с положением вещей, чтобы знать, как будут
соотноситься между собой в других случаях раскрытые нами причины. Такое
заключение мы называем индуктивным заключением. Мы бываем вынуждены изменить
его результаты, когда при дальнейшем наблюдении выявляется что-либо
неожиданное, ибо характер результата определяется все же лишь индивидуальным
образом происшедших наблюдений. Это условное познание причин, по утверждению
метафизического реалиста, совершенно достаточно для практической жизни.
Индуктивное заключение является методической основой современного
метафизического реализма. Было время, когда думали, что из понятий можно
развернуть что-нибудь такое, что уже не будет понятием. Думали, что из
понятий можно познать метафизические реальные существа, в которых так
нуждается метафизический реализм. Этот род философствования принадлежит в
настоящее время к вещам преодоленным. Вместо этого полагают, что от
достаточно большого числа фактов восприятия можно заключать к характеру вещи
в себе, лежащей в основе этих фактов. Как прежде из понятия, так теперь из
восприятий пытаются выпеленать метафизическое. Имея перед собой
прозрачно-ясные понятия, полагали, что можно из них с абсолютной
достоверностью вывести и нечто метафизическое. Восприятия предстают нам не с
такою же прозрачной ясностью. Каждое последующее являет себя в несколько
ином виде, чем однородные предыдущие. Поэтому обнаруженное из предыдущих
восприятий, по сути, претерпевает с каждым последующим некоторую
модификацию. Получаемый этим путем образ метафизического можно назвать
только относительно правильным; он подлежит корректуре будущих случаев.
Определяемый таким методическим принципом характер носит метафизика Эдуарда
фон Гартмана, предпославшего в качестве мотто на заглавном листе своего
первого главного труда следующий подзаголовок: 'Спекулятивные результаты по
индуктивно естественно-научному методу'.
Образ, придаваемый в настоящее время метафизическим реалистом своим
'вещам в себе', приобретается посредством индуктивных заключений. В наличии
объективно-реальной связи мира, наряду с 'субъективной', познаваемой
посредством восприятий и понятий, он убеждается путем размышлений над
процессом познания. Какова эта объективная реальность - это он считает
возможным определить посредством индуктивных заключений из своих восприятий.
Дополнение к новому изданию 1918 г. Непредвзятое наблюдение переживания
в сфере восприятия и понятия, как я попытался изобразить их в предшествующих
рассуждениях, всегда будет встречать известное препятствие со стороны
некоторых представлений, возникающих на почве рассмотрения природы. Стоя на
этой почве, говорят себе: глаз воспринимает в световом спектре цвета - от
красного до фиолетового. Но за пределами фиолетового в пространстве
излучения спектра находятся силы, которым соответствует не цветовое
восприятие глаза, а химическое действие; точно так же и за пределами
функционирования красного находятся излучения, оказывающие только тепловые
воздействия. Посредством размышлений, направленных на такие и на подобные им
явления, приходят