души в то мгновение, когда она хочет вовлечь
его в фокус своего внимания. Тогда ей остается лишь мертвая абстрактность,
трупы живого мышления. Если иметь перед собой только эту абстрактность, то в
ее присутствии нетрудно будет обнаружить в себе тягу к 'исполненной жизни'
стихии мистики чувства или метафизики воли. Может показаться странным, если
кто-нибудь вздумает 'только в мыслях' постигнуть сущность действительности.
Но кто достигнет того, чтобы доподлинно обладать в мышлении жизнью, тот
поймет, что с внутренним богатством и с покоящимся в себе, но в то же время
и подвижным в себе, опытом внутри этой жизни мыслей нельзя даже и сравнивать
пребывание в одних только чувствованиях или созерцание волевой стихии, не
кшоря уже о том, чтобы ставить их выше. Как раз от этого богатства, от этой
внутренней полноты переживания и происходит то, что его отображение - при
обыкновенной душевной установке - выглядит мертвым, абстрактным. Никакая
другая форма человеческой душевной активности не поддается столь легко
непониманию, как мышление. Моление, чувствование - они согревают
человеческую душу даже в остаточном переживании их первоначального тстояния.
Мышление слишком легко оставляет нас холодными в таком остаточном
переживании; оно как бы иссушает душевную жизнь. Но это и есть как раз лишь
могущественно действенная тень его пронизанной светом, горячо погружающейся
в мировые явления действительности. Это погружение происходит с протекающей
в самой мыслительной активности силой, которая - в духовном смысле - есть
сила любви. Не следует на это возражать, что тот, кто так видит любовь в
деятельном мышлении, тот вкладывает в него некое чувство, любовь. Ибо это
нозражение есть фактически лишь подтверждение сказанного здесь. Кто
обратится к сущностному мышлению, тот найдет в нем как чувствование, так и
волю, и притом в глубинах их действительности; кто отвращается от мышления и
обращается к 'одним только' чувствованию и нелению, тот утрачивает и в них
истинную действительность. Кто захочет в мышлении переживать интуитивно, тот
отдаст должное также и переживанию элементов чувства и воли; мистика же
чувства и метафизика воли не в состоянии отдавать должного
интуитивно-мыслительному проницанию бытия. Им слишком уж легко дается
суждение, что именно они-то и пребывают в действительном, а интуитивно
мыслящий человек бесчувственно и отчужденно от действительности слагает в
'абстрактных мыслях' теневой, холодный образ мира.
IX. ИДЕЯ СВОБОДЫ
Понятие дерева обусловлено для познавания восприятием дерева. Из общей
системы понятий я могу выделить по отношению к определенному восприятию
только совершенно определенное понятие. Сопряженность понятия и восприятия
определяется мышлением опосредованно и объективно при самом восприятии.
Связь восприятия с его понятием узнается после акта восприятия; но
принадлежность их друг к другу определена в самой вещи.
Иначе предстает этот процесс, когда рассматривается познание и
выступающее в нем отношение человека к миру. В предыдущих рассуждениях была
сделана попытка показать, что это отношение может быть выяснено путем
направленного на него непредвзятого наблюдения. Правильное понимание этого
наблюдения приводит к прозрению, что на мышление можно смотреть
непосредственно как на замкнутую в самой себе сущность. Кто считает
необходимым привлекать для объяснения мышления как такового что-либо другое,
скажем физические мозговые процессы или происходящие позади наблюдаемого
сознательного мышления бессознательные духовные процессы, тот заблуждается
относительно того, что дает ему непредвзятое наблюдение мышления. Кто
наблюдает мышление, тот в процессе самого наблюдения живет непосредственно в
духовном, несущем самое себя, сущностном бытии. Можно даже сказать, что тот,
кто хочет постичь сущность духовного в том образе, в котором оно прежде
всего предстает человеку, может сделать это в покоящемся на себе самом
мышлении.
При рассмотрении самого мышления совпадают воедино элементы, которые
иначе всегда должны выступать раздельно: понятие и восприятие. Кто не
усматривает этого, тот способен видеть в понятиях, выработанных при
восприятиях, только теневые подделки этих восприятий, а настоящая
действительность будет представлена