Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

души в то мгновение, когда она хочет вовлечь

его в фокус своего внимания. Тогда ей остается лишь мертвая абстрактность,

трупы живого мышления. Если иметь перед собой только эту абстрактность, то в

ее присутствии нетрудно будет обнаружить в себе тягу к 'исполненной жизни'

стихии мистики чувства или метафизики воли. Может показаться странным, если

кто-нибудь вздумает 'только в мыслях' постигнуть сущность действительности.

Но кто достигнет того, чтобы доподлинно обладать в мышлении жизнью, тот

поймет, что с внутренним богатством и с покоящимся в себе, но в то же время

и подвижным в себе, опытом внутри этой жизни мыслей нельзя даже и сравнивать

пребывание в одних только чувствованиях или созерцание волевой стихии, не

кшоря уже о том, чтобы ставить их выше. Как раз от этого богатства, от этой

внутренней полноты переживания и происходит то, что его отображение - при

обыкновенной душевной установке - выглядит мертвым, абстрактным. Никакая

другая форма человеческой душевной активности не поддается столь легко

непониманию, как мышление. Моление, чувствование - они согревают

человеческую душу даже в остаточном переживании их первоначального тстояния.

Мышление слишком легко оставляет нас холодными в таком остаточном

переживании; оно как бы иссушает душевную жизнь. Но это и есть как раз лишь

могущественно действенная тень его пронизанной светом, горячо погружающейся

в мировые явления действительности. Это погружение происходит с протекающей

в самой мыслительной активности силой, которая - в духовном смысле - есть

сила любви. Не следует на это возражать, что тот, кто так видит любовь в

деятельном мышлении, тот вкладывает в него некое чувство, любовь. Ибо это

нозражение есть фактически лишь подтверждение сказанного здесь. Кто

обратится к сущностному мышлению, тот найдет в нем как чувствование, так и

волю, и притом в глубинах их действительности; кто отвращается от мышления и

обращается к 'одним только' чувствованию и нелению, тот утрачивает и в них

истинную действительность. Кто захочет в мышлении переживать интуитивно, тот

отдаст должное также и переживанию элементов чувства и воли; мистика же

чувства и метафизика воли не в состоянии отдавать должного

интуитивно-мыслительному проницанию бытия. Им слишком уж легко дается

суждение, что именно они-то и пребывают в действительном, а интуитивно

мыслящий человек бесчувственно и отчужденно от действительности слагает в

'абстрактных мыслях' теневой, холодный образ мира.

IX. ИДЕЯ СВОБОДЫ

Понятие дерева обусловлено для познавания восприятием дерева. Из общей

системы понятий я могу выделить по отношению к определенному восприятию

только совершенно определенное понятие. Сопряженность понятия и восприятия

определяется мышлением опосредованно и объективно при самом восприятии.

Связь восприятия с его понятием узнается после акта восприятия; но

принадлежность их друг к другу определена в самой вещи.

Иначе предстает этот процесс, когда рассматривается познание и

выступающее в нем отношение человека к миру. В предыдущих рассуждениях была

сделана попытка показать, что это отношение может быть выяснено путем

направленного на него непредвзятого наблюдения. Правильное понимание этого

наблюдения приводит к прозрению, что на мышление можно смотреть

непосредственно как на замкнутую в самой себе сущность. Кто считает

необходимым привлекать для объяснения мышления как такового что-либо другое,

скажем физические мозговые процессы или происходящие позади наблюдаемого

сознательного мышления бессознательные духовные процессы, тот заблуждается

относительно того, что дает ему непредвзятое наблюдение мышления. Кто

наблюдает мышление, тот в процессе самого наблюдения живет непосредственно в

духовном, несущем самое себя, сущностном бытии. Можно даже сказать, что тот,

кто хочет постичь сущность духовного в том образе, в котором оно прежде

всего предстает человеку, может сделать это в покоящемся на себе самом

мышлении.

При рассмотрении самого мышления совпадают воедино элементы, которые

иначе всегда должны выступать раздельно: понятие и восприятие. Кто не

усматривает этого, тот способен видеть в понятиях, выработанных при

восприятиях, только теневые подделки этих восприятий, а настоящая

действительность будет представлена