сосуществуя, изживать себя только потому, что они одного духа.
Свободный живет в доверии к тому, что другой свободный принадлежит вместе с
ним к одному духовному миру и сойдется с ним в своих намерениях. Свободный
не требует от своего ближнего никакого взаимного согласия, но он ждет его,
потому что оно заложено в человеческой природе. Тем самым имеется в виду не
необходимость всякого рода внешних учреждений, а образ мыслей, душевный
строй, при котором человек в своем самопереживании среди ценимых им
собратьев в наибольшей степени отдает должное человеческому достоинству.
Найдется немало людей, которые скажут: очерчиваемое тобой понятие
свободного человека - только химера, нигде не осуществленная. Мы же имеем
дело с действительными людьми, у которых лишь тогда можно надеяться на
нравственность, если они подчиняются нравственной заповеди, если они
понимают свою нравственную миссию как долг и не предаются свободно своим
склонностям и своей любви. - Я в этом нисколько не сомневаюсь; это мог бы
отрицать только слепой. Но если таков последний вывод, тогда кончайте со
всем лицемерием нравственности! Тогда скажите просто: человеческая натура
должна быть принуждаема к своим поступкам, поскольку она не свободна.
Навязывается ли эта несвобода с помощью физических средств или нравственных
законов, несвободен ли человек, потому что он следует своему безмерному
половому влечению, или оттого, что он связан оковами условной
нравственности, - с известной точки зрения это совершенно безразлично. Но
только не утверждайте, что такой человек вправе называть какой-либо поступок
своим, тогда как он понуждается к нему чуждой властью. И вот же из самой
среды этого принудительного порядка встают во весь рост люди, свободные умы,
которые находят самих себя в диком хаосе обычаев, насильственных законов,
религиозной практики и т. д. Они свободны, поскольку следуют самим себе, и
несвободны, поскольку подчиняются. Кто из нас может сказать, что он во всех
своих поступках действительно свободен? Но в глубине каждого из нас живет
некое существо, в котором обретает дар речи свободный человек.
Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы. Но мы не можем
додумать до конца понятие человека, не придя к свободному духу как
чистейшему выражению человеческой природы. Ибо мы поистине люди лишь
постольку, поскольку мы свободны.
Это идеал, скажут многие. Без сомнения, но такой, который, как реальный
элемент, работает в нашем существе, пробиваясь на поверхность. Это не
измышленный или пригрезившийся идеал, но такой, в котором есть жизнь и
который отчетливо возвещает о себе даже в самой несовершенной форме своего
бытия. Будь человек только природным существом, тогда искание идеалов, т. е.
идей, которые бездейственны в данный момент, но осуществление которых
необходимо, было бы бессмыслицей. В предмете, принадлежащем внешнему миру,
идея определяется восприятием; мы сделали все зависящее от нас, если узнали
связь между идеей и восприятием. В случае человека это не так. Сумма его
бытия не может быть определена без него самого; его истинное понятие как
нравственного человека (свободного ума) не соединено заведомо и объсктивно с
образом восприятия 'человек', чтобы впоследствии быть просто установленным в
познании. Человек должен сам своим деянием соединить свое понятие с
восприятием 'человек'. Понятие и восприятие тождественны мдесь лишь в том
случае, когда человек сам приводит их к тождественности. Но он способен на
это, лишь после того как нашел понятие свободного ума, т. е. свое
собственное понятие. В объективном мире нашей организацией проведена у нас
пограничная черта между восприятием и понятием; познание преодолевает эту
границу. В субъективной природе также наличествует эта граница; человек
преодолевает ее в ходе своего развития, доводя в своем явлении свое понятие
до окончательного выражения. Таким образом как интеллектуальная, так и
нравственная жизнь человека приводит нас к его двойной природе: к восприятию
(непосредственному переживанию) и мышлению. Интеллектуальная жизнь
преодолевает эту двоякую природу посредством познания, нравственная жизнь -
посредством фактического осуществления свободного духа. Каждое существо
имеет свое прирожденное понятие (закон своего бытия и действования);