событие действует определяющим образом на более раннее. Это
выступает, прежде всего, только в случае человеческих поступков. Человек
совершает поступок, который он себе заранее представляет, и дает этому
представлению определить свои поступок. Более позднее - сам поступок -
действует с помощью представления на более раннее - человека, совершающего
поступок. Этот окольный путь через представление решительно необходим для
целесообразной связи.
В процессе, который распадается на причину и следствие, следует
различать восприятие и понятие. Восприятие причины предшествует восприятию
следствия; причина и следствие оставались бы в нашем сознании просто
соположенными, если бы мы не могли посредством соответствующих им понятий
соединять их друг с другом. Восприятие следствия может всегда следовать
только за восприятием причины. Если следствие должно иметь реальное влияние
на причину, то это может произойти только с помощью понятийного фактора. Ибо
фактора восприятия следствия попросту не существует до фактора восприятия
причины. Кто утверждает, что цветок - корня, т. е. что он оказывает
некоторое воздействие на корень, тот может утверждать это только
относительно того фактора в цветке, который он констатирует в нем
посредством мышления, фактора восприятия цветка еще не существует к моменту
возникновения корня. Для целесообразной же связи необходима не только
идеальная закономерная связь более позднего с более ранним, но и то, чтобы
понятие (закон) следствия реально, посредством какого-нибудь ощутимого
процесса влияло на причину. Однако ощутимое влияние понятия на что-нибудь
другое мы можем наблюдать только на человеческих поступках. Здесь, стало
быть, только и применимо понятие цели. Наивное сознание, придающее значение
только ощутимому, пытается - как мы неоднократно отмечали - переносить
ощутимое и туда, где познанию подлежит только идеальное. В воспринимаемом
событии оно ищет ощутимых связей, а если не находит таковых, то вмысливает
их туда. Имеющее значение в субъективном поведении понятие цели оказывается
подходящим элементом для таких вымышленных связей. Наивный человек знает,
как он выполняет какое-нибудь дело, и выводит отсюда, что природа поступает
точно так же. В чисто идеальных природных связях он усматривает не только
невидимые силы, но и невоспринимаемые реальные цели. Человек мастерит свои
орудия целесообразно; по такому же рецепту наивный реалист заставляет Творца
строить организмы. Лишь очень постепенно исчезает это ложное понятие цели из
наук. В философии оно продолжает изрядно бесчинствовать и по сен день. Здесь
все еще ставят вопросы о вне-мировой цели мира, о внечеловеческом назначении
(следовательно, и о цели) человека и так далее.
Монизм отвергает понятие цели во всех областях за единственным
исключением сферы человеческих поступков. Он ищет законов природы, а не
целей природы. Цели природы суть такие же произвольные допущения, как и
невоспринимаемые силы (стр. 564). Но даже жизненные цели, которые человек
ставит себе не сам, являются с точки зрения монизма неправомерными
допущениями. Исполнено цели лишь то, что человек заведомо сделал таковым,
ибо только посредством осуществления идеи возникает целесообразное.
Действенной же - в реальном смысле - идея становится только в человеке.
Поэтому человеческая жизнь имеет только ту цель и то назначение, которые
дает ей человек. На вопрос: какую цель имеет человек в жизни, монизм может
ответить только так: ту, которую он сам себе ставит. Мое призвание в мире не
предопределено, но каждый раз оказывается тем, которое я сам себе избираю. Я
вступаю на свой жизненный путь не связанный никаким заранее начертанным
маршрутом. Идеи осуществляются целесообразно только людьми. Поэтому
неуместно говорить о воплощении идей историей. Все выражения типа: 'История
есть развитие людей к свободе' или 'Она есть осуществление нравственного
миропорядка' и т. д. несостоятельны с монистической точки зрения.
Приверженцы понятия цели полагают, что вместе с ним им пришлось бы
отказаться одновременно и от всякого порядка и единства мира. Послушаем,
например, Роберта Гамерлинга ('Атомистика воли', том II, стр. 201): 'Пока в
природе существуют влечения, нелепо отрицать в ней цели.
Подобно тому как образование некой