путем умозаключений). Основание, по которому мы постигаем мировую связь
посредством урегулированного мышления, с этой точки зрения усматривали в
том, что какое-то Первосущество построило мир по логическим законам,
основание же для нашей деятельности находили в волении этого Первосущества.
При всем том не понимали, что мышление охватывает одновременно как
субъективное, так и объективное, и что в сочетании восприятия с понятием и
сообщается тотальная действительность. Лишь покуда мы рассматриваем
пронизывающую и определяющую восприятие закономерность в абстрактной форме
понятия, до тех пор мы действительно имеем дело с чем-то чисто субъективным.
Но субъективно не содержание понятия, которое с помощью мышления
присоединяется к восприятию. Это содержание взято не из субъекта, а из
действительности. Оно составляет ту часть действительности, которой не может
достигнуть восприятие. Оно есть опыт, но опыт, сообщаемый не восприятием.
Кто не способен представить себе, что понятие есть нечто действительное, у
того на уме только та абстрактная форма, в которой он удерживает понятие в
своем духе. Но в таком обособлении оно существует - как, впрочем, и
восприятие - лишь благодаря нашей организации. Даже дерево, которое мы
воспринимаем, не имеет обособленно, само по себе, никакого существования.
Оно лишь член в пределах великого круговращения природы и возможно только в
реальной связи с нею. Абстрактное понятие само по себе лишено
действительности, как лишено ее само по себе и восприятие. Восприятие - это
та часть действительности, которая дается объективно, понятие - та ее часть,
которая дается субъективно (через интуицию, ср. стр. 544). Наша духовная
организация разрывает действительность на оба эти фактора. Один фактор
является восприятию, другой - интуиции. Только связь обоих, т. е.
восприятие, закономерно вчленяющееся во Вселенную, есть полная
действительность. Когда мы рассматриваем простое восприятие само по себе,
нам предстает не действительность, а бессвязный хаос; рассматривая
закономерность восприятий саму по себе, мы имеем дело только с абстрактными
понятиями. Не абстрактное понятие содержит действительность, а мыслящее
наблюдение, рассматривающее не сами по себе понятие и восприятие в
одностороннем порядке, а связь их обоих.
То, что мы живем в действительности (коренимся в ней нашим реальным
существованием), этого не станет отрицать даже самый ортодоксальный
субъективный идеалист. Он будет лишь оспаривать, что мы также и нашим
познанием идеально достигаем того же, что мы переживаем реально. В
противоположность ему монизм показывает, что мышление ни субъективно, ни
объективно, но что оно есть охватывающий обе стороны действительности
принцип. Когда мы мысля наблюдаем, мы совершаем процесс, который и сам
принадлежит к ряду действительного свершения. Мышлением мы преодолеваем в
пределах самого опыта односторонность чистого восприятия. Посредством
абстрактных, понятийных гипотез (чисто понятийным размышлением) мы не можем
додуматься до сущности действительного, но мы живем в действительном, когда
мы к восприятиям подыскиваем идеи. Монизм не пытается внести в опыт что-либо
непознаваемое (потустороннее), но усматривает действительное в понятии и
восприятии. Он не плетет метафизики из сугубо абстрактных понятий, поскольку
в понятии самом по себе он видит только одну сторону действительности,
остающуюся скрытой для восприятия и имеющую смысл только в связи с
восприятием. Но он вызывает в человеке убеждение, что человек живет в мире
действительности и что ему незачем искать вне своего мира какой-то
непереживаемой высшей действительности. Он отказывается искать абсолютно
действительное где-либо, кроме опыта, потому что признает действительным
содержание самого опыта. И он удовлетворен этой действительностью, так как
знает, что мышление в силах обеспечить ее. То, что дуализм ищет позади мира
наблюдений, монизм находит в нем самом. Монизм показывает, что мы нашим
познанием охватываем действительность в ее истинном образе, а не в
субъективной картине, выдвигающейся между человеком и действительностью. Для
монизма понятийное содержание мира одинаково для всех человеческих
индивидуумов (ср. стр. 540).