Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 2)

а

путем умозаключений). Основание, по которому мы постигаем мировую связь

посредством урегулированного мышления, с этой точки зрения усматривали в

том, что какое-то Первосущество построило мир по логическим законам,

основание же для нашей деятельности находили в волении этого Первосущества.

При всем том не понимали, что мышление охватывает одновременно как

субъективное, так и объективное, и что в сочетании восприятия с понятием и

сообщается тотальная действительность. Лишь покуда мы рассматриваем

пронизывающую и определяющую восприятие закономерность в абстрактной форме

понятия, до тех пор мы действительно имеем дело с чем-то чисто субъективным.

Но субъективно не содержание понятия, которое с помощью мышления

присоединяется к восприятию. Это содержание взято не из субъекта, а из

действительности. Оно составляет ту часть действительности, которой не может

достигнуть восприятие. Оно есть опыт, но опыт, сообщаемый не восприятием.

Кто не способен представить себе, что понятие есть нечто действительное, у

того на уме только та абстрактная форма, в которой он удерживает понятие в

своем духе. Но в таком обособлении оно существует - как, впрочем, и

восприятие - лишь благодаря нашей организации. Даже дерево, которое мы

воспринимаем, не имеет обособленно, само по себе, никакого существования.

Оно лишь член в пределах великого круговращения природы и возможно только в

реальной связи с нею. Абстрактное понятие само по себе лишено

действительности, как лишено ее само по себе и восприятие. Восприятие - это

та часть действительности, которая дается объективно, понятие - та ее часть,

которая дается субъективно (через интуицию, ср. стр. 544). Наша духовная

организация разрывает действительность на оба эти фактора. Один фактор

является восприятию, другой - интуиции. Только связь обоих, т. е.

восприятие, закономерно вчленяющееся во Вселенную, есть полная

действительность. Когда мы рассматриваем простое восприятие само по себе,

нам предстает не действительность, а бессвязный хаос; рассматривая

закономерность восприятий саму по себе, мы имеем дело только с абстрактными

понятиями. Не абстрактное понятие содержит действительность, а мыслящее

наблюдение, рассматривающее не сами по себе понятие и восприятие в

одностороннем порядке, а связь их обоих.

То, что мы живем в действительности (коренимся в ней нашим реальным

существованием), этого не станет отрицать даже самый ортодоксальный

субъективный идеалист. Он будет лишь оспаривать, что мы также и нашим

познанием идеально достигаем того же, что мы переживаем реально. В

противоположность ему монизм показывает, что мышление ни субъективно, ни

объективно, но что оно есть охватывающий обе стороны действительности

принцип. Когда мы мысля наблюдаем, мы совершаем процесс, который и сам

принадлежит к ряду действительного свершения. Мышлением мы преодолеваем в

пределах самого опыта односторонность чистого восприятия. Посредством

абстрактных, понятийных гипотез (чисто понятийным размышлением) мы не можем

додуматься до сущности действительного, но мы живем в действительном, когда

мы к восприятиям подыскиваем идеи. Монизм не пытается внести в опыт что-либо

непознаваемое (потустороннее), но усматривает действительное в понятии и

восприятии. Он не плетет метафизики из сугубо абстрактных понятий, поскольку

в понятии самом по себе он видит только одну сторону действительности,

остающуюся скрытой для восприятия и имеющую смысл только в связи с

восприятием. Но он вызывает в человеке убеждение, что человек живет в мире

действительности и что ему незачем искать вне своего мира какой-то

непереживаемой высшей действительности. Он отказывается искать абсолютно

действительное где-либо, кроме опыта, потому что признает действительным

содержание самого опыта. И он удовлетворен этой действительностью, так как

знает, что мышление в силах обеспечить ее. То, что дуализм ищет позади мира

наблюдений, монизм находит в нем самом. Монизм показывает, что мы нашим

познанием охватываем действительность в ее истинном образе, а не в

субъективной картине, выдвигающейся между человеком и действительностью. Для

монизма понятийное содержание мира одинаково для всех человеческих

индивидуумов (ср. стр. 540).