Согласно монистическим принципам, человеческий
индивидуум рассматривает другого индивидуума как себе подобного, поскольку в
нем изживает себя одно и то же содержание. В едином мире понятий существует
лишь одно понятие льва, а не столько, сколько существует индивидуумов,
мыслящих льва. И понятие, которое индивидуум А присоединяет к восприятию
льва, то же самое, что и понятие индивидуума Б, но только получено оно
другим субъектом восприятия (ср. стр. 541). Мышление приводит все субъекты
восприятия к общему идеальному единству всяческого разнообразия. Единый мир
идей изживает себя в них как в множественности индивидуумов. До тех пор пока
человек постигает себя только через самовосприятие, он рассматривает себя
как отдельного человека; но стоит лишь ему взглянуть на вспыхивающий в нем и
охватывающий все отдельное мир идей, как он узревает живую вспышку в себе
абсолютно-действительного. Дуализм определяет божественное Первосущество как
нечто пронизывающее всех людей и во всех них живущее. Монизм находит эту
общую божественную жизнь в самой действительности. Идеальное содержание
другого человека есть также и мое, и я лишь до тех пор рассматриваю его как
другое, пока я воспринимаю, но перестаю это делать, как только начинаю
мыслить. Каждый человек охватывает своим мышлением только часть совокупного
мира идей, и лишь постольку индивидуумы различаются и фактическим
содержанием своего мышления. Но эти содержания существуют в едином замкнутом
в себе целом, охватывающем мысленные содержания всех людей. Таким образом
человек постигает в своем мышлении общее Первосущество, пронизывающее всех
людей. Исполненная мысленного содержания жизнь в действительности есть
одновоеменно и жизнь в Боге. Получаемое сугубо путем умозаключений и не
могущее быть пережитым потустороннее зиждется на недостатке понимания у тех,
кто полагает, что посюстороннее имеет основу своего существования не в самом
себе. Они не понимают, что посредством мышления они находят то, что
требуется ими для объяснения восприятий. Оттого-то ни одно умозрение не
выявило еще такого содержания, которое не было бы взято из данной нам
действительности. Принятый в силу абстрактного умозаключения Бог есть только
перенесенный в потустороннее человек; воля Шопенгауэра - возведенная в
абсолют сила человеческой воли; скомпонованное из идеи и воли
бессознательное Первосущество Гартмана - соединение двух абстракций, взятых
из опыта. Совершенно то же самое следует сказать о всех других основанных на
непережитом мышлении потусторонних принципах.
Человеческий дух фактически никогда не выходит за пределы
действительности, в которой мы живем, да и не имеет в том нужды, так как все
необходимое ему для объяснения мира находится в этом мире. Если философы в
конце концов довольствуются выведением мира из принципов, взятых ими из
опыта и перенесенных в гипотетическую потусторонность, то можно же
довольствоваться и оставлением того же содержания в посюсторонности, к
которой оно принадлежит для переживаемого мышления. Всякое выхождение за
пределы мира есть только нечто кажущееся, и вынесенные за пределы мира
принципы объясняют мир не лучше, чем лежащие в нем. Понимающее самое себя
мышление вовсе не призывает к такому выхождению, ибо мысленное содержание
должно только в пределах мира, а не вне его, искать такое содержание
восприятий, с которым оно составляет нечто совокупно действительное. Даже
объекты фантазии суть лишь содержания, получающие свое оправдание только
тогда, когда они становятся представлениями, указующими на какое-либо
содержание восприятия. Благодаря этому содержанию восприятия они включаются
в действительность. Понятие, которое было бы наполнено содержанием, лежащим
вне данного нам мира, оказалось бы абстракцией, которой не соответствовала
бы никакая действительность. Измышлять мы можем только понятия
действительности; чтобы найти ее самое, необходимо еще и восприятие.
Первосущество мира, для которого измышляется содержание, есть невозможное
для понимающего себя мышления допущение. Монизм не отрицает идеального; он
даже не считает содержание восприятия, которому недостает идеального
соответствия, полной действительностью; но во всей области мышления он не
находит ничего, что могло бы заставить его выйти