что он
доказал значимость своей теоретико-познавательной точки зрения тем, что она
объясняет явления мира, между тем, как другие точки зрения этого не делают.
По воззрению этого мыслителя, отдельные мировоззрения вступают в своего рода
борьбу за существование, и то мировоззрение, которое окажется лучшим,
объявляется победителем. Но такой способ действия кажется нам уже потому
несостоятельным, что ведь прекрасно может существовать несколько гипотез,
которые одинаково удовлетворительно ведут к объяснению мировых явлений.
Поэтому будем лучше держаться вышеупомянутого хода мыслей для опровержения
наивного реализма и посмотрим, в чем собственно его недостаток, Ведь наивный
реализм - это такое понимание, из которого исходят все люди. Уже по одному
этому рекомендуется начать исправление именно с него. Когда мы затем найдем,
почему он должен быть недостаточным, тогда мы выйдем на верный путь уже с
совсем иной уверенностью, чем если бы мы пытались отыскать его просто
наугад.
Очерченный выше субъективизм основывается на мысленной переработке
известных фактов. Он, таким образом, предполагает, что при фактической
исходной точке, с помощью последовательного мышления (логического сочетания
известных наблюдений), могут быть добыты верные убеждения. Но самое право на
такое применение нашего мышления этой точкой зрения не повторяется, и в этом
ее слабость. В то время, как наивный реализм исходит из непроверенного
признания, что воспринятое нами содержание нашего опыта имеет объективную
реальность, охарактеризованная точка зрения исходит также из непроверенного
убеждения, что применением мышления можно прийти к научно-правомерным
убеждениям. В противоположность наивному реализму эту точку зрения можно
назвать наивным рационализмом. Чтобы оправдать такую терминологию, мы хотели
бы здесь вставить короткое замечание о понятии 'наивного'. Деринг пытается
ближе определить это понятие в своей статье 'О понятии наивного реализма'30.
Он говорит об этом: 'Понятие наивности обозначает как бы нулевую точку на
шкале рефлексии над своим собственным положением. По своему содержанию
наивность может вполне совпадать с правильным, так как, хотя она и лишена
рефлексии и именно поэтому лишена и критики, или некритична, но это
отсутствие рефлексии и критики исключает лишь объективную уверенность в
правильности; оно заключает в себе возможность и опасность ошибки, но ни в
каком случае не необходимость ошибки.
30Philosoph. Monatshefte XXVI Bd. P. 390. Heidelberg 1890.
Существует наивность чувства и желания так же, как представления и
мышления в самом широком смысле этого слова; далее - наивность выражений
этих внутренних состояний, в противоположность подавлению и изменению этих
выражений, вызванным соображениями и рефлексией. Наивность не подвергается,
по крайней мере сознательно, влиянию производного, заученного и
предписанного; она, как выражает само слово nativus, во всех областях
является бессознательной, импульсивной, инстинктивной, демонической'. Мы
хотим, исходя из этих положений, все-таки еще несколько точнее определить
понятие наивного. Во всякой деятельности, которую мы совершаем, принимается
во внимание двоякое: сама деятельность и знание о ее закономерности. Мы
можем уйти всецело в первую, не спрашивая о втором. В таком положении
находится художник, который не знает в рефлексивной форме законов своего
творчества, а пользуется ими по чувству, по ощущению. Мы называем его
наивным. По существует особого рода самонаблюдение, которое спрашивает себя
о законности собственного делания и которое заменяет только что описанную
наивность сознанием, что оно знает в точности пределы и правомерность того,
что оно совершает. Такого рода самонаблюдение мы назовем критическим. Мы
думаем, что таким образом мы лучше всего выразили смысл этого понятия, как
оно с более или менее ясным сознанием приобрело право гражданства в