Собственно говоря, мы и должны были бы говорить
пока только об акте познания, даже не упоминая о его носителе, так как все,
что установлено до сих пор, ограничивается тем, что перед нами 'данное', и
что из одного пункта этого данного проистекает приведенный выше постулат;
наконец, что понятия и идеи - это область, которая соответствует этому
постулату. Этим не отрицается, что пункт, из которого вытекает этот
постулат, есть 'я'. Но на первое время мы ограничиваемся установлением в их
чистоте обоих указанных шагов теории познания.
5 Познание и действительность
Итак, понятия и идеи - вот в чем мы имеем данным то, что одновременно
выводит и за пределы данного. Но через это дается возможность определить
также и сущность остальной деятельности познания.
Посредством постулата мы выделили некую часть из данного образа мира,
потому что это в природе познания - исходить как раз из такого рода части.
Это выделение было, таким образом, сделано только для того, чтобы можно было
понять познание. При этом нам должно быть в то же время совершенно ясно, что
мы искусственно разорвали единство образа мира. Мы должны понять, что
выделенный нами из данного сегмент, независимо от нашего требования и вне
его, стоит в необходимой связи с содержанием мира. Этим дан следующий шаг
теории познания. Он будет состоять в том, чтобы восстановить единство,
которое было разорвано, чтобы сделать возможным познание. Это восстановление
совершается в мышлении о данном мире. В мыслительном рассмотрении мира
фактически происходит соединение двух частей содержания мира: той, которую
мы обозреваем как данное на горизонте наших переживаний, и той, которая
должна быть произведена в акте познания, чтобы быть также данной. Акт
познания есть синтез этих обоих элементов, и притом в каждом отдельном акте
познания один из них является произведенным в самом акте, привнесенным через
этот акт к только данному. Только в начале самой теории познания то, что
обычно бывает произведенным, является как данное.
Но проникновение данного мира понятиями и идеями и есть мыслительное
рассмотрение вещей. Таким образом мышление фактически и есть акт,
посредством которого осуществляется познание. Только когда мышление из себя
упорядочивает содержание образа мира, может состояться познание. Мышление
само есть действие, которое производит собственное содержание в момент
познания. Поскольку таким образом познанное содержание вытекает из одного
мышления, оно для познания не представляет никакой трудности. Здесь нам
достаточно лишь просто наблюдать, и мы имеем сущность непосредственно
данной. Описание мышления есть в то же время наука мышления. На деле логика
никогда не была также ничем иным, как описанием форм мышления, никогда не
была она доказующей наукой. Доказательство наступает только тогда, когда
происходит синтез мыслимого с другого рода содержанием мира. Поэтому
справедливо говорит Гидеон Спикер в своей книге 'Мировоззрение Лессинга'
(стр. 5): 'Что мышление само по себе правильно, этого мы никогда не можем
узнать, ни эмпирически, ни логически'. Мы можем прибавить: при мышлении
прекращается всякое доказывание, так как доказательство предполагает уже
мышление. Можно, конечно, доказать отдельный факт, но не само доказывание.
Мы можем только описать, что такое доказательство. В логике всякая теория
только эмпирика; в этой науке есть только наблюдение. Но когда мы хотим
что-либо познать вне нашего мышления, то мы можем это сделать только при
помощи мышления, т.е. мышление должно приступить к чему-нибудь данному и
перевести его из хаотической в систематическую связь с образом мира.
Мышление, таким образом, приступает как формирующий принцип к данному
содержанию мира. Процесс при этом следующий: сначала мысленно выделяются
известные отдельности из совокупности мирового целого, так как в данном,
собственно говоря, нет ничего отдельного, но все находится в непрерывной