логическое содержание данного, мышление находит в акте познания необходимо
связанным с данным. Теперь спросим себя: 1. где происходит разделение между
данным и понятием? 2. где находится соединение их? Ответ на оба эти вопроса
без сомнения дан в наших предыдущих изысканиях. Разделение происходит
исключительно в акте познания, соединение заложено в данном. Из этого по
необходимости вытекает, что понятия, как содержание, суть только часть
данного, и что акт познания заключается в том, чтобы соединить друг с другом
данные ему сначала раздельно составные части образа мира. Данный образ мира
становится вместе с тем полным только через тот посредственный род данности,
который вызывается мышлением. Через форму непосредственности образ мира
сначала является в совершенно неполном виде.
Если бы в содержании мира с самого начала были соединены содержание
мыслей с данным, тогда не существовало бы познания, так как нигде не могло
бы возникнуть потребности выйти за пределы данного. Но если бы мы вместе с
мышлением и в нем порождали все содержание мира, тогда также не существовало
бы познания. Ибо то, что мы сами производим, нам не нужно познавать.
Познавание покоится, таким образом, на том, что содержание мира дано нам
первоначально в такой форме, которая несовершенна, не всецело его содержит,
но которая кроме того, что она предлагает непосредственно, имеет еще вторую
существенную сторону. Эта вторая, первоначально не данная сторона содержания
мира открывается через познание. Таким образом то, что является нам в
мышлении обособленным, это не пустые формы, но сумма определений
(категорий), которые, однако, являются формами для остального содержания
мира. Только добытый через познание образ содержания мира, в котором
соединены обе указанные его стороны, может быть назван действительностью.
6 Свободная от предпосылок теория познания и наукоучение Фихте
До сих пор мы установили в нашем изложении идею познания. Эта идея
непосредственно дана в человеческом сознании, поскольку оно отдается
познавательной деятельности. 'Я' как центру34 сознания, непосредственно даны
внешнее и внутреннее восприятие и его собственное существование, 'Я'
чувствует стремление находить в этом данном больше, чем то, что дано
непосредственно. Навстречу данному миру возникает у него второй, мир
мышления, и 'я' соединяет оба мира тем, что осуществляет свободным решением
то, что мы установили, как идею познания. В этом лежит основное различие
между тем родом, как в самом объекте человеческого сознания понятие и
непосредственно данное оказываются соединенными в цельную действительность,
и тем, который имеет значение по отношению к остальному содержанию мира.
34Едва ли нужно говорить, что мы с обозначением 'центр'вовсе не хотим
соединять какого-нибудь теоретического взгляда на природу сознания, но мы
употребляем его только, как стилистическое сокращение для общей физиономии
сознания.
При всякой другой части образа мира мы должны представлять себе, что
соединение есть первоначальное, изначала необходимое, и что только вначале
познавания наступает для познания искусственное разделение, которое, однако,
в конце концов, через познание снова устраняется, сообразно первоначальному
существу объективного. Для человеческого сознания это иначе. Здесь
соединение имеется налицо только тогда, когда оно совершается сознанием в
действительной деятельности. При каждом другом объекте разделение не имеет
никакого значения для объекта, а только для познания. Соединение здесь есть
первое, разделение - производное. Познание совершает разделение только
потому, что оно по-своему не может овладеть соединением, если оно не было
перед тем разъединено. Понятие же и данная действительность сознания
первоначально разъединены; соединение есть производное, и поэтому познание
таково, как мы описали это выше. Так как в сознании идея и данное необходимо