выше х основан на этом
остающемся равным себе. 'Я', которое полагает одно а, есть то же самое, как
и то, которое полагает другое. Но это значит 'я' = 'я'. Это положение,
выраженное в форме суждения: если есть 'я', то оно есть - не имеет никакого
смысла. Ведь 'я' полагается не при предположении другого, но оно
предполагает только само себя. Но это значит, что оно непосредственно и
безусловно. Гипотетическая форма суждения, которая присуща без предположения
абсолютного 'я' всякому акту суждения, превращается здесь в форму
абсолютного экзистенциального положения: 'я' просто есмь. Фихте выражает
это41 еще следующим образом: ' 'я' полагает первоначально просто свое
собственное бытие'. Мы видим, что все это выведение Фихте есть ничто иное,
как род педагогического разъяснения, чтобы привести своих читателей туда,
где у них возникает познание безусловной деятельности 'я'. Им должно быть
сделано очевидным то действие 'я', без выполнения которого вообще нет
никакого 'я'.
40 S. W. I. P. 94.
41 S. W. I. Р. 98.
42 S. W. I. P. 422.
Оглянемся еще раз на ход мыслей Фихте. При более пристальном
рассмотрении выясняется, что в нем есть скачок, и притом такой, что он
делает сомнительной правильность воззрения относительно первоначального
действия. Что же, собственно, действительно абсолютного в положении 'я'?
Высказывается суждение: если а есть, то есть а; а полагается 'я'.
Относительно этого полагания не может быть, таким образом, никакого
сомнения. Но хотя и будучи безусловным, как деятельность, 'я' все же может
полагать только что-нибудь. Оно не может полагать действительности самой по
себе, но лишь определенную деятельность. Короче, полагание должно иметь
содержание, но оно не может взять его из себя самого, так как иначе оно не
могло бы делать ничего другого, как вечно полагать полагание. Таким образом,
для полагания, для абсолютной деятельности 'я', должно существовать нечто,
что через эту деятельность реализуется. Без обращений к чему-либо данному,
которое оно полагает, 'я' вообще ничего не может, следовательно, ничего не
может и полагать. Это показывает и фихтевское положение: 'я' полагает свое
бытие. Это бытие есть категория. Мы снова приходим к нашему положению:
деятельность 'я' основывается на том, что 'я' из свободного решения полагает
понятия ii идеи данного. Только благодаря тому, что Фихте бессознательно
решается представить 'я' как сущее, приходит он к своему результату. Если бы
он развил понятие познавания, он пришел бы к истинной исходной точке теории
познания: 'я' полагает познавание. Так как Фихте не выяснил себе, чем
определяется деятельность 'я', то он просто обозначил полагание бытия как
характер этой деятельности. Но этим он ограничил и абсолютную деятельность
'я', так как, если безусловно только 'полагание бытия' нашим 'я', то условно
все прочее, исходящее из 'я'. Но отрезан и всякий-другой путь от
безусловного к обусловленному. Если 'я' безусловно только в указанном
направлении, тогда сейчас же для него прекращается возможность полагания
через первоначальный акт чего-либо другого, кроме своего собственного бытия.
Вместе с тем возникает необходимость указать основание всякой другой
деятельности 'я'. Фихте тщетно искал таковое, как мы уже это видели выше.
Поэтому для вывода 'я' он обратился к другому из указанных выше путей.
Уже в 1797 году, в 'Первом Введении в Наукоучение', он рекомендует
самонаблюдение, как правильный путь для познания 'я' в изначально присущем
ему характере. 'Наблюдай за собой, отвращай твой взор от всего, что тебя
окружает, направляй его внутрь себя, - вот первое требование, которое ставит
своему ученику философия. Речь не идет ни о чем, что вне себя, но
исключительно о тебе самом'42. Этот род введения в Наукоучение, конечно,
имеет большое преимущество перед другими. Ибо самонаблюдение производит