неуместными в теории познания. Так, он оперирует понятиями бытия,
субстанции, пространства, времени и т. д., не исследовав предварительно
самый процесс познания. Вместо того, чтобы установить, что в процессе
познания находятся прежде всего только два элемента: данное и мышление, он
говорит об образах бытия действительности. Так, например, он говорит в §15:
'Во всяком содержании сознания содержатся два основных факта: 1. Нам дано в
нем двоякое бытие, каковую противоположность бытия мы обозначаем как
чувственное и духовное, вещественное и идеальное бытие'. И в §19: 'То, что
имеет пространственно-'временное бытие, существует, как нечто материальное;
то, что есть основа всего процесса бытия и субъект жизни, существует
идеально, оно реально, как идеально-сущее'. Такие соображения неуместны в
теории познания, они уместны в метафизике, которая только еще может быть
обоснована с помощью теории познания.
45 Смотри A. E. Biedermann, Christliche Dogmatik. 2 Aufl. Berlin
1884/5. Теоретико-познавательные исследования в I томе. Исчерпывающее
разъяснение об этой точке зрения дал Эдуард фон Гартман (смотри 'Kritische
Wanderungen durch die Philosophie der Gegenwart' P. 200 fT).
Необходимо признать, что утверждения Бидермана во многом сходны с
нашими; но наш метод совершенно не соприкасается с его. Поэтому мы нигде не
нашли повода непосредственно ссылаться на него. Бидер-ман пытается с помощью
некоторых метафизических аксиом добыть теоретико-познавательную точку
зрения; мы пытаемся через рассмотрение процесса познания прийти к воззрению
на действительность.
И мы думаем, что мы действительно показали, что все споры мировоззрений
происходят от того, что люди стремятся приобрести знание об объективном
(вещь, 'я', сознание и т. д.) без предварительного точного знания о том, что
единственно может дать разъяснение о всяком другом знании: о природе самого
знания.
8 Практическое заключение
Положение нашей познающей личности по отношению к объективному существу
мира - вот что мы стремились выяснить посредством предыдущих соображений.
Что означает для нас обладание познанием и наукою? Вот тот вопрос, ответа на
который мы искали.
Мы видели, что в нашем знании изживает себя самое внутреннее ядро мира.
Закономерная гармония, которою управляется вселенная, выявляется в
человеческом познании.
Поэтому призванием человека является водворение основных мировых
законов, которые вообще управляют всяким существованием, но никогда бы сами
не достигли существования, в область являющейся действительности. В том и
заключается сущность знания, что в нем проявляется никогда не находимое в
объективной реальности основание мира. Наше познание, выражаясь образно,
есть постоянное вживание в основание мира.
Такое убеждение должно также бросать свет на паше практическое
жизнеописание.
Наш образ жизни по всему своему характеру обусловлен нашими
нравственными идеалами. Это идеи, которые мы имеем в жизни о наших задачах,
или, другими словами, которые мы создаем о том, что мы должны совершать
через нашу деятельность.
Наша деятельность есть часть общего мирового процесса. Тем самым она
также подчинена общей закономерности этого процесса.
Когда где-нибудь во вселенной возникает процесс, то в нем нужно
различать двоякое: внешнее течение его в пространстве и времени и внутреннюю
закономерность этого течения.
Познание этой закономерности для человеческой деятельности есть только
особый случай познания. Выведенные нами воззрения о природе познания должны
быть, таким образом, применимы и здесь. Итак, познать себя как действующую
личность - значит обладать для своей деятельности соответствующими законами,
то есть нравственными понятиями и идеалами как знанием. Когда мы познали эту
закономерность, тогда и наша деятельность становится нашим делом.
Закономерность тогда не дана нам как нечто, что лежит вне объекта, над чем