Рудольф Штайнер

Истина и наука

/>

неуместными в теории познания. Так, он оперирует понятиями бытия,

субстанции, пространства, времени и т. д., не исследовав предварительно

самый процесс познания. Вместо того, чтобы установить, что в процессе

познания находятся прежде всего только два элемента: данное и мышление, он

говорит об образах бытия действительности. Так, например, он говорит в §15:

'Во всяком содержании сознания содержатся два основных факта: 1. Нам дано в

нем двоякое бытие, каковую противоположность бытия мы обозначаем как

чувственное и духовное, вещественное и идеальное бытие'. И в §19: 'То, что

имеет пространственно-'временное бытие, существует, как нечто материальное;

то, что есть основа всего процесса бытия и субъект жизни, существует

идеально, оно реально, как идеально-сущее'. Такие соображения неуместны в

теории познания, они уместны в метафизике, которая только еще может быть

обоснована с помощью теории познания.


45 Смотри A. E. Biedermann, Christliche Dogmatik. 2 Aufl. Berlin

1884/5. Теоретико-познавательные исследования в I томе. Исчерпывающее

разъяснение об этой точке зрения дал Эдуард фон Гартман (смотри 'Kritische

Wanderungen durch die Philosophie der Gegenwart' P. 200 fT).



Необходимо признать, что утверждения Бидермана во многом сходны с

нашими; но наш метод совершенно не соприкасается с его. Поэтому мы нигде не

нашли повода непосредственно ссылаться на него. Бидер-ман пытается с помощью

некоторых метафизических аксиом добыть теоретико-познавательную точку

зрения; мы пытаемся через рассмотрение процесса познания прийти к воззрению

на действительность.

И мы думаем, что мы действительно показали, что все споры мировоззрений

происходят от того, что люди стремятся приобрести знание об объективном

(вещь, 'я', сознание и т. д.) без предварительного точного знания о том, что

единственно может дать разъяснение о всяком другом знании: о природе самого

знания.


8 Практическое заключение

Положение нашей познающей личности по отношению к объективному существу

мира - вот что мы стремились выяснить посредством предыдущих соображений.

Что означает для нас обладание познанием и наукою? Вот тот вопрос, ответа на

который мы искали.

Мы видели, что в нашем знании изживает себя самое внутреннее ядро мира.

Закономерная гармония, которою управляется вселенная, выявляется в

человеческом познании.

Поэтому призванием человека является водворение основных мировых

законов, которые вообще управляют всяким существованием, но никогда бы сами

не достигли существования, в область являющейся действительности. В том и

заключается сущность знания, что в нем проявляется никогда не находимое в

объективной реальности основание мира. Наше познание, выражаясь образно,

есть постоянное вживание в основание мира.

Такое убеждение должно также бросать свет на паше практическое

жизнеописание.

Наш образ жизни по всему своему характеру обусловлен нашими

нравственными идеалами. Это идеи, которые мы имеем в жизни о наших задачах,

или, другими словами, которые мы создаем о том, что мы должны совершать

через нашу деятельность.

Наша деятельность есть часть общего мирового процесса. Тем самым она

также подчинена общей закономерности этого процесса.

Когда где-нибудь во вселенной возникает процесс, то в нем нужно

различать двоякое: внешнее течение его в пространстве и времени и внутреннюю

закономерность этого течения.

Познание этой закономерности для человеческой деятельности есть только

особый случай познания. Выведенные нами воззрения о природе познания должны

быть, таким образом, применимы и здесь. Итак, познать себя как действующую

личность - значит обладать для своей деятельности соответствующими законами,

то есть нравственными понятиями и идеалами как знанием. Когда мы познали эту

закономерность, тогда и наша деятельность становится нашим делом.

Закономерность тогда не дана нам как нечто, что лежит вне объекта, над чем

совершается