как должна отнестись к такому обоснованию свободная от
предпосылок теория познания. Отто Либман высказывает в качестве
священнейшего, высшего основного положения всякой теории познания следующее:
'Сознание не может перепрыгнуть через само себя'23. Фолькельт высказал
суждение, что первая, самая непосредственная истина та, что все наше знание
простирается прежде всего только на наши представления, и назвал это
позитивистическим принципом познания; он рассматривает как 'в высокой
степени критическую' только такую теорию познания, которая ставит во главе
этот принцип, 'в качестве того, что единственно твердо установлено в начале
всякого философствования, и уже затем его последовательно продумывает'24. У
других философов мы находим поставленными во главе теории познания другие
утверждения, как, например, что настоящая проблема теории познания
заключается в вопросе об отношении между мышлением и бытием и в возможности
посредства между обоими (Дорнер25); или в вопросе о том, каким образом сущее
становится сознательным (Ремке) и т. д. Кирхман исходит из двух
гносеологических аксиом: 'воспринятое существует' и 'противоречие не
существует'26. По Л. Э. Фишеру познавание состоит в знании о фактическом,
реальном27, и он оставляет эту догму столь же не проверенной, как и Геринг,
утверждающий также нечто сходное: 'Познавать всегда значит познавать нечто
сущее; это факт, которого не может отрицать ни скептицизм ни кантовский
критицизм'28. Эти два последних просто объявляют: вот что такое познание, не
спрашивая, по какому праву они это делают.
Даже если бы эти различные утверждения были верны или вели к верной
постановке проблемы, совершенно невозможно было бы поставить их на
обсуждение в начале теории познания. Так: как они все, как совершенно
определенные воззрения, заключаются уже в пределах области познания. Когда я
говорю: мое знание распространяется прежде всего только на мои
представления, то это уже совершенно определенное познавательное суждение.
Через это положение я присоединяю к данному мне миру предикат, именно
существование в форме представления. Откуда же, однако, прежде всякого
познания должен я знать, что данные мне вещи суть представления?
Мы лучше всего убедимся в верности утверждения, что это положение
нельзя ставить во главе теории познания, если мы проследим тот путь, по
которому должен пойти человеческий дух, чтобы прийти к этому положению.
Положение это стало почти составной частью всего современного научного
сознания. Доводы, которые к нему привели, мы находим с сравнительной
полнотой систематически сопоставленными в I отделе труда Эдуарда фон
Гартмана 'Основная проблема теории познания'. Изложенное в этом труде может
служить своего рода руководящей нитью, если поставить себе задачей
объяснение всех оснований, могущих привести к принятию указанного положения.
Эти основания суть физические, психофизические, физиологические и
собственно-философские.
22Kritische Grundlegung des transcendentalen Realismus. Vorrede. P. X.
23Otto Liebmann, Zur Analysis der Wirklichkeit. Strassb. 1876. P. 28 ff.
24Volkelt, Kant's Erkenntnistheorie. §1. 25 A Dorner, Das menschliche
Erkennen. Berlin 1887.
26Kirchmann, Die Lehre vom Wissen, Berlin 1768.
27Die Grundfragen der Erkenntnistheorie. Mainz 1887 P. 5. 385.
28Gering, System der Kritischen Philosophie. I. Theil. P: 257.
Через наблюдение тех явлений, которые разыгрываются в окружающей нас
обстановке, например, когда мы имеем ощущение звука, физик приходит к
признанию, что в основе этих явлений не лежит ровно ничего такого, что имело
бы хотя самое отдаленное сходство с тем, что мы воспринимаем
непосредственно, как звук. Там снаружи, в окружающем нас пространстве, можно
найти одни только продольные колебания тел и воздуха. Из этого делается
вывод, что то, что мы в обыкновенной жизни называем звуком или тоном,