Диакон Андрей Кураев. Буддизм и христианство (Часть 4)
Диакон Андрей Кураев. Буддизм и христианство (Часть 4)
---------------------------------------------------------------
(Четвертая Часть первого тома 'Сатанизма для интеллигенции'. -- М., 1997)
* Origin: ExLibris #20 (2:463/192.21 - let@danch.kiev.ua)
---------------------------------------------------------------
Содержание
18. ЕСТЬ ЛИ ИДЕЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУШ В БУДДИЗМЕ?
Иллюзия личности. Путь к освобождению от нее. 'Требуется интенсивное
самоотрицание'. Небуддистский характер идеи бодхисатвы. 'Я' и 'мое'.
Антибуддистский характер теософской доктрины.
19. ПРОКЛЯТИЕ САНСАРЫ
Нежелательность перевоплощений для буддиста. 'Путь освобождения'.
Оптимизм теософии как антибуддистская ее черта. Христианство:
радостная весть о единственности жизни.
20. НИРВАНА И ЦАРСТВО БОЖИЕ
Буддистская и христианская аскетика. Негативный характер Нирваны.
Нирвана как Warmetodt.
21. ВЕРОТЕРПИМОСТЬ И БУДДИЗМ
Артур Кларк о будущем христианства и буддизма. Полемика Будды с
другими религиями. Притча о слоне и слепцах. 'Теория проекции'. Судьба
буддизма в Индии. Синтез буддизма и шаманизма. Преследования христиан
в Японии. 'Буддизм -- единственно достойный противник христианства'.
22. КАРМА И ПОКАЯНИЕ
Покаяние: освобождение от прошлого. Космологические условия свободы
человека. Отрицание этих условий в теософии. 'Христианин может разбить
себе лоб, кладя земные поклоны...' Любовь и справедливость. Может ли
Бог прощать? 'Владыка Кармы' -- Люцифер.
23. 'ДИАГНОСТИКА КАРМЫ' И ДИАГНОСТИКА СОВЕСТИ
Книги С.Н.Лазарева и их этическая, философская и оккультная
неразборчивость. Смирение и покаяние у Лазарева и у Святых Отцов.
Примечания
18. ЕСТЬ ЛИ ИДЕЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУШ В БУДДИЗМЕ?
Религии различны. Индус гордится духовной силой. Но то, что
он зовет духовным, совсем не совпадает с тем, что мы зовем
праведным. Это значит скорее 'не относящийся к плоти' или
'властвующий над материей', словом -- относится не к
нравственности, а к естеству, к господству над стихиями. Ну,
а мы -- не такие, даже если мы не лучше, а намного хуже.
Г. К. Честертон [765]
Теософия рекламирует себя в качестве синтеза всех религий и даже
более -- в качестве сокровенного содержания, которое уже наличествует
во всех религиях. На деле же она равно безапелляционно насилует
вероучительные основы всех религий. Как теософия расправляется с
христианством -- мы еще увидим. Пока же посмотрим, насколько
корректно утилизуется ею индийский религиозный материал.
Центральная идея теософии -- реинкарнация. И чем настойчивее
пропагандируется эта идея в современном западном и российском
оккультизме, тем яснее надо представлять себе, что реинкарнационный
миф теософов имеет весьма мало общего с философской идеей
реинкарнации, как она известна в религиях Индии.
Для сопоставления удобнее всего избрать буддизм именно потому, что
теософия выдает себя за 'эзотерический буддизм'.
Между буддизмом историческим и теософско-эзотерическим два основных
различия:
Во-первых, буддизм не знает никакого 'переселения душ'. Европейские
приверженцы теософии склонны считать, что их личность, их 'душа'
сможет жить вновь в другой телесной оболочке. Однако буддизм убежден в
том, что никакой 'личности' не существует, есть лишь иллюзия 'души'.
Новую жизнь обретает не моя личность, а те элементы, из которых
складывается моя жизнь (как телесная, так и психическая). Европейская
популярная кармическая идеология убеждена, что душа может сменить
тело и психическое наполнение своей жизни на новые -- так, как меняют
ветхую одежду. Буддийская философия полагает, что все будет наоборот:
действия, произведенные моим сознанием, породят некие последствия и
эти последствия будут создавать новые. Мое 'Я' как раз умрет и умрет