Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

пока лишь намекают: Елена Ивановна была Жанной д'Арк...**

Интересно что все эти уверения делаются вопреки прямому заявлению

Блаватской о том, что 'новое воплощение не может последовать без

перерыва от одной до двух тысяч лет' [793].

----------------------


* См. Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 382. Кстати, логично. Она

и при жизни была мужеподобна.


** См. Шапошникова Л. В. Неугасимый свет тернового венца. // Рерих Н.

К. Душа народов. -- М., 1995. Особ.: 'Так же, как и остальных, Елену

Ивановну не миновал терновый Венец страданий, боли, непонимания и

клеветы. Но она хорошо помнила, что Жанна прошла и выдержала более

тяжелую судьбу. Без того опыта, который обрела она 1431 г.,

эксперимент XX века не смог бы состояться. Как обычный человек

совершенствуется из воплощения в воплощение, так и герой или

выдающаяся личность выполняют свое задание нередко на протяжении

нескольких жизней' (с. 23).


2. В собственно философских пассажах теософских авторов происходит

постоянное перемещение от буддизма к индуизму. Буддизм не

пантеистичен. Буддизм по своему пафосу -- это радикально

монистическая система. Весь мир есть порождение человеческого

сознания. И при этом ни на каком уровне бытия нет никакой целостности

-- ни в мире материи, ни в человеке, ни в мире богов. Человеческое

сознание не есть 'часть' или 'проявление' Вселенского Разума

(Брахмана) просто по той причине, что нет вообще никакого 'целого',

'объемлющего', которое могло бы включать в себя психические элементы.


Близкая к этому мысль однажды мелькает у Е. Рерих: 'Человек рождает

Вселенную, Вселенная рождает человека' [794] (впрочем, тут же поясняя,

что это одна из тех фраз, которую следует утаить от публики -- чтобы

не обвинили в антропоморфическом понимании Бога. 'Если я и давала Вам

некоторое освещение, то это было лишь для Вашего личного сведения. Но

нигде не будет сказано, что человек Рождает Вселенную. Чую, что

накопила полный карман кармы за преждевременную выдачу не подлежащего

широкому оглашению').


Но в основном теософы придерживаются пантеистической, антибуддистской

доктрины. Душа -- проявление Единого, и оно может проявлять себя в

разных отражениях. 'Одна и та же Жизнь, одно Я пребывает во всех

формах Вселенной; это общее Я, желающее проявиться, и есть скрытый

источник всех эволюционных процессов', -- пишет Е. Блаватская' [795],

декларируя тем самым тройную ересь. С точки зрения буддизма ересью

считается признание какой бы то ни было всемировой целостности. С

точки зрения индуистского пантеизма ересью является предположение о

том, что Божество чего-то 'желает' ('желающее проявиться'); с точки

зрения христианства ересью является радикальный монизм этой формулы,

редуцирующий все многообразие бытия к действиям одного Субъекта.

Нельзя не заметить, что теософия тем самым оказывается более чем

странным способом 'примирения религий': возгласить тезис, отвергаемый

всеми основными религиями, -- вряд ли значит обрести их общую основу.


3. Там, где теософы пробуют изложить свое популярное душепонимание,

они зачастую становятся не только нелогичны, но и просто пошлы.


По уже приводившейся мысли Е. Рерих (в данном случае вполне корректно

реферирующей пути восточной философии), человек есть комплекс

сочетаний. Но сочетаний -- чего? Той самой Единой Энергии, безличной и

даже не знающей, не рефлектирующей саму себя. Случайными сцеплениями

разных ее всплесков и является весь мир -- в том числе и внутренний

мир человека. Теософы, как и буддизм, не отвечает на вопрос о причине

возникновения этого изначального волнения в мире. Иногда они говорят

об эгоизме и ошибке, недолжных влечениях, вызвавших бурю мироздания и

нарушивших покой Пралайи. Но в тени остается вопрос -- чье это было

влечение, чей это был эгоизм, В общем, остается принять, что мирское

волнение существует извечно, и события, происшедшие мириады веков

назад, определяют кармы нынешних людей. По большому счету, ничего,

кроме этой безначально волнующейся Единой Энергии, в мире нет. 'Вы

спрашиваете, что есть психическая энергия. Могла бы ответить одним

словом