от
реинкарнации, но этот путь будет пролегать уже без Христа.
Все Евангелие говорит о выборе: решайся сейчас, раз и навсегда.
Прощение и благодать означают, что человек, совершивший конечное,
ограниченное во времени доброе стремление души, может войти прямо в
Вечность. Кармическая химчистка не нужна. Там, где не успевает сам
человек, за него восполняет Бесконечная Божественная Любовь.
И стакан холодной воды, во имя Христово поданный страннику, не
останется без награды.
Да, у этой вести о том, что человек должен раз и навсегда решить свою
участь, была и обратная сторона. Неправильный выбор больше нельзя
поправить. И все же христианская проповедь прощения и ада оказалась
'верой, победившей мир'. Людям поздней античности она показалась
более милосердной, чем вечные кармические скитания, неизвестно из-за
чего начавшиеся и неясно чем кончающиеся. 'Вечно, бесконечно должна
блуждать душа темными коридорами, изживая свою Карму. Это -- плохая
бесконечность природного порядка, перенесенная и на божественную
жизнь. Старое христианское сознание знало конец, исход, победу над
временем, рай и ад, за которыми нет уже природного эволюционного
процесса. Ад и был той дорогой ценой, которой откупались от кошмара
плохой бесконечности перевоплощений, бесконечных эволюций. Но лучше
даже вечный ад, чем этот бесконечный процесс', -- поясняет этот выбор
Н. А. Бердяев [828].
Лучше ощущать себя ответственным хозяином своей судьбы, и верить при
этом в Бога с человеческим лицом (во Христа), чем жить с сознанием,
что человек должен в бесконечных перевоплощениях в будущем изживать
последствия своих бесконечных перевоплощений в прошлом.
Зло увековечивается учением о карме: ибо зло, совершенное в этой
жизни, обрекает и в будущей жизни быть злым. 'От учения о Карме веет
кошмаром неискупленного прошлого, простирающего свои нити на
бесконечное будущее' [829]. И карма не простит там, где может понять и
простить Христос, сказавший о Своей миссии: 'Дух Господень на Мне; ибо
Он послал Меня проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение,
отпустить измученных на свободу' (Лк. 4,18).
Теософы не чувствуют себя 'измученными', они не чувствуют себя
грешниками, они уверены в том, что смогут сами прожить эту жизнь так,
чтобы потом пожить чуток получше, а там -- еще немного лучше и еще
...*
----------------------
* Кстати, понимают ли обычные охотники порассуждать о
'перевоплощениях', что 'лучшей' реинкарнацией является не рождение в
семье американского миллионера, а рождение в бедной тибетской или
индийской семье, не знающей ни кондиционера, ни видео и живущей
впроголодь? Готовы ли они всерьез идти путем личной аскезы? Или им
просто нравится показывать друг другу, сколь 'широки' их взгляды по
сравнению с 'невежественным и закосневшим в догмах православием',
которое, вдобавок, все никак не догадается поставить в храмах скамейки
для большей комфортности при 'общении с Космосом'?
Но вновь скажу -- сами буддисты отнюдь не столь оптимистично смотрят
на реинкарнационные коловращения. Они, как и христиане, стараются
найти образ такой жизни, чтобы 'не увидеть смерти вовек'.
20. НИРВАНА И ЦАРСТВО БОЖИЕ
Благодарю вас, -- без малейшего акцента сказало лицо индуса,
-- мне ничего не нужно. -- Слегка открыв глаза, оно еще раз
повторило: -- Мне ничего не нужно. -- И широко раскрыв глаза,
сказало вновь: Мне ничего не нужно. -- И с тихим шелестом
исчезло среди густевших теней сада. -- Христианин скромнее,
ему что-то нужно, -- пробормотал священник... Когда индус
заговорил с вами, -- тихо начал патер, -- на меня словно
озарение нашло. Он просто трижды повторил одно и тоже, а я
вдруг увидал и его самого, и все его мироздание. Он в первый
раз сказал: 'Мне ничего не нужно', и я почувствовал, что ни
его, ни Азию нельзя постигнуть. Он повторил: 'Мне ничего не
нужно', и это значило, что он, как космос: ни в ком и ни в