Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

причастия Богу называется 'пятой цепью

сердца'. Не менее всех остальных она препятствует конечному

освобождению мудреца и наравне со всеми должна быть перерезана.

Поэтому Будда обращался к Суданте, богатому купцу-благотворителю, с

таким увещеванием: 'Стремиться к небесному блаженству есть великое

зло, ибо всякое пожелание, возрастая, приносит скорбь. Итак,

упражняйся в искусстве отречения от поисков чего бы то ни было, ибо

отрешение от всякого желания есть счастие полного покоя. Не желай же

ничего: ни жизни, ни ее противоположности. Мы должны достигнуть

пассивного состояния, немышления, конечной пристани, нирваны, покоя.

Ибо все пусто!' [835].


На мой взгляд, подобная проповедь не может быть помещена в

тринадцатую главу Евангелия от Матфея, в которой Христос рассказывает

Своим ученикам, как надо иcкать Небесное Царство: 'Подобно Царство

Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и

от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле это.

Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который,

найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и

купил ее' (Мф. 13,44-46). Особенность этого текста еще и в том, что

он говорит не только о том, как человек должен жаждать Царства, но и о

том, как само это Царство ищет человека. Так Христос оставил все, что

имел у Отца, обнищал до положения странствующего плотника и преданного

учителя -- чтобы найти для Своего Небесного Царства несколько жемчужин

в человеческих душах... Не это ли -- та 'тайна Царствия Небесного'

(Мф. 13,11), которую дано было знать апостолам, и которую не знали

внешние, видевшие на Небесах только Закон?


Буддист же скажет христианину: за то, что ваш Бог стремится ко

спасению людей, а вы стремитесь к вашему Богу, за это и вы, и ваш Бог

как раз и обречены на карму существования и до Нирваны вам, невеждам,

еще медитировать и медитировать...


Не только Бога, но и Нирвану нельзя искать с желанием. 'Нирвана не

для тех, кто ее жаждет, ибо непременным условием любой Нирваны

является полное отсутствие желания', -- предупреждают буддистские

тексты [836]. Нирвана -- это остановка всякой деятельности сознания.

Мысль о Нирване, поскольку она есть мысль и движение сознания, уже

становится между бездеятельной пустотностью и разумом, мечтающим

погасить самого себя.


Христианин 'пробуждается' от 'окамененного нечувствия' к деятельности,

дабы 'восходить от славы в славу и 'истее Тебе причащатися в

невечернем дни Царствия Твоего'. Буддист 'пробуждается', чтобы более

ничего не делать никаким движением мысли или чувства. Некий мудрец

Сараха так описывает цель пробуждения: 'Когда разум связан, он

порывается блуждать во всех десяти направлениях. Если его развязать,

он пребывает недвижимым. Я донял, что он также хитер, как верблюд'

[837].


Но в христианстве освобожденный разум именно двинется -- он

освобождается для естественного, природного движения к Богу. Человек

создан для жизни в Боге, и поэтому в его душу вложено естественное

стремление к Истоку Бытия. Это стремление человек разменивает на

мелочи, путаясь и блуждая, он обоготворяет то, что ущербляет его, а не

обогащает. 'Проснувшийся' христианин не удушает в своем уме

многообразие влечений, а все свои силы, стремления, влечения собирает

воедино ('уцеломудривает') и переадресует к Богу. 'Ярость вся целиком,

-- по слову преп. Максима Исповедника, -- превращается в божественную

любовь' [838]. И тогда, -- говорит преп. Иоанн Дамаскин -- человек

'вследствие своего тяготения к Богу делается Богом' [839].


Путь к Царству Божию -- это путь пробужденного стремления. Путь к

Нирване -- это путь угасания. Вот пример погашения сознания: 'Одна из

разновидностей в концентрации мысли заключается в выборе какого-нибудь

пейзажа, например, сада. Его созерцают, наблюдают во всех

подробностях. Запоминают растущие в нем разнообразные цветы, их

расположение, деревья, присущую каждому из них вышину, форму ветвей,

разницу в листве, и так, последовательно изучая все подробности,

обходят весь сад, запоминая все особенности, какие только