Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

буддизме: Да, товарищи, жизни

больше не будет!


В буддизме тхеравады ('южном буддизме') и поныне понятие Нирваны

тождественно уничтожению. И лишь в более поздние времена Нирвана

вместо чистой пустоты начала пониматься как выражение качественного

блаженства, как рай [846]. Теософия же иногда колеблется между этими

двумя концепциями *, иногда же придумывает третью возможность

интерпретации Нирваны как отдыха между воплощениями.


----------------------

* 'Сохранит ли обожествленный человеческий дух навеки свою истинную

индивидуальность, или он растворяется без остатка в едином

Универсальном начале -- этот вопрос по-видимому остается нерешенным

для г-жи Блаватской, которая колеблется то в ту, то в другую сторону,

потому, вероятно, что вообще отношение между индивидуальным духом и

абсолютным принципом недостаточно выяснено в нео-буддизме, не

разделяющем, однако, точки зрения подлинного первоначального буддизма,

для которого этот вопрос решался очень просто, или, лучше сказать,

вовсе упразднялся, так как тут одинаково отрицалось и универсальное и

индивидуальное бытие' (Соловьев В.С. Рецензия на книгу Е.П.

Блаватской: 'The Key to Theosophy'. // Соловьев В. С. Собрание

сочинений. Второе издание. Т.6 (Репринт -- Брюссель, 1966), с. 290 ).


И все же теистическое, позитивное понимание Нирваны несовместимо с

классическим буддизмом. По выводу Ф.И.Щербатского, 'как практическая,

так и теоретическая часть буддизма сводится к идее угасания всех

активных сил жизни в абсолюте. Но что означает это бессмертие? Есть ли

это бессмертие ведических времен? Или нечто похожее на рай позднейшего

вишнуизма? Ничего подобного! Ибо только одно слово встречается как

эпитет нирваны -- уничтожение. В буддийском воззрении нет недостатка в

раях, но Нирвана находится вне всяких доступных воображению сфер.

Слова 'бессмертное место' просто означают неизменное, безжизненное и

бессмертное состояние, где нет ни рождения (то есть перерождения), ни

смерти (то есть повторной смерти). Люди навсегда исчезают в нирване,

угасая в ней без остатка' [847].


Это состояние отрешенности от мира без обретения Бога до некоторой

степени знакомо христианству. Современный подвижник архим. Софроний

(Сахаров) так описывает это состояние: 'Я ушел от твари, но Бога нет

со мною...' [848].


Действительное и сущностное сопоставление разных религий возможно

лишь через сравнительный анализ их сотериологических представлений и

практик. Ниже мы увидим, сколь по-разному решается в христианстве и в

буддизме вопрос о том, от чего надо спасаться человеку и о том, какие

пути могут привести к спасению (главы о Грехопадении и Искуплении).

Сейчас можно уже сказать, что и цель спасения понимается вполне

по-разному. Нирвана -- это не Бог.


Ф.Щербатской так поясняет смысл Нирваны В.Вернадскому, который искал

аналогии своим идеям в восточных философиях: 'Сравнение можно тогда

только провести полнее, если у Вас есть теория не только о начале этой

силы, но и о ее конце. Если био-гео-химический процесс свести, как и

вечное движение, к процессу уравнивания энергий и предвидеть момент,

когда все энергии успокоятся и тот процесс остановится, то получится

нирвана, полная остановка всех энергий. Так и определяют буддисты свою

Нирвану -- как остановку кармы и всех энергий; это не что иное как

энтропия, der Warmetodt' [849].


Что ж, продолжим аналогию, предложенную Щербатским. Нирвана -- это

остановка, угасание всех движений и всех энергий, энтропия. В науке

это представление известно под именем гипотезы 'тепловой смерти

Вселенной' (Warmetodt). Представим, что наступит момент, когда все

звезды погаснут, когда рассыпятся в пыль все планеты. Наконец, все

атомы и все элементарные частицы исчерпывают сроки своих жизней. Что

утешительного в этой картине? Я умру насовсем и ничто из того, что

было во мне и чем я был, более не будет существовать. С точки зрения

европейца, буддизм не более оптимистичен и утешителен, чем обычный

материализм.


Перспектива всеобщей энтропии понуждает западных философов искать

устойчивость мироздания, и это приводит