Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

сс. 205-208). 'Основная

задача этого подробнейшего перечисления, которое завершается

'отчетностью' отдельных демонов за отдельные части тела и страсти --

настроить адепта против собственного тела, всех душевных аффектов и

внешнего мира' (Шохин В. К. Брахманистская философия, с. 315).


'Результат: если он направляет внимание во вне (на тела других

существ), то люди, животные, и т. д., проходящие неподалеку,

утрачивают для него вид живых существ, все их части тела становятся

видимыми для него, и они предстают пред ним просто в виде

многочисленных груд частей' (Конзе, с. 67).


Некоторые буддистские подвижники до того приобрели навык в

превращении соблазнительного в претящее, что и в живом существе им

постоянно чудился мертвец. Типичный ответ в этом смысле дан монахом

Махатиссой мужу одной красавицы на вопрос -- 'не встречал ли он

такой-то женщины на пути'. 'Мужчину ль, женщину ль я встретил на пути

-- не знаю. Одно могу тебе сказать: скелет здесь точно встретился со

мною'. Оказывается, женщина, проходя мимо отшельника, улыбнулась ему.

'Он же, введя в поле зрения ее зубы (кости), овладел понятием

отвратительного (нечистоты) и вследствие этого достиг архатства' *.


----------------------

* Конзе Э. Буддийская медитация, с. 53. Для сравнения приведу случай

со св. Нонном, еп. Илиопольским. По окончании местного архиерейского

собора епископы вышли из храма. Блудница-язычница решила поиграть на

нервах христианских пастырей и в полном боевом раскрасе прошествовала

через городскую площадь как раз в момент когда на ней находились

архиереи. Все потупились, за исключением Нонна, который пристально и

долго смотрел на нее, пока не скрылась она из глаз, и потом,

обратившись к епископам, сказал: 'Разве не понравилась вам красота той

женщины'? Они не отвечали. Плача, он снова спросил епископов: Разве не

усладились вы видом красоты ее?' Они молчали. Нонн сказал: 'поистине

многому я научился от нее: ибо женщину сию Господь поставит на

страшном суде и ею осудит нас. Смотрите, как она заботится о

внешности, а мы не заботимся о нашем небесном Женихе. Господи! да не

погибнет такая красота в разврате, но обрати ее!' Нонн затем разыскал

эту блудницу, обратил и крестил ее. Сегодня она известна как св.

Пелагия... (см. Четьи Минеи, 8 окт).


В буддистской литературе приводится и обратный случай:

женщина-подвижница уговаривает молодого человека не испытывать к ней

влечения. Сюжет преодоления юной монахиней искушения, конечно,

интерконфессионален. Специфичны лишь мотивы и аргументы, которыми

адепт защищает свой аскетический выбор. Из специфичности средств

защиты веры, в свою очередь, видно и своеобразие самой веры. Итак, два

рассказа, описывающих одну и ту же ситуацию.


В классической книге православной аскетики описывается некий инок,

пытающийся соблазнить приютившую его хозяйку. Та уклоняется, ссылаясь

на месячные. Увидев же, что инок успокоился, женщина говорит ему: 'Вот

видишь, если бы, послушавшись, я отдалась тебе, мы теперь сидели бы

уже врозь, совершив грех' [769]*. Оказывается, грех не соединяет. Блуд

разрушает единство людей. Блуда надо избегать как действия,

смертоносного для любви...


А теперь аргументация женщины-буддистки: 'Соблазняй другую, а знающую

тебе завлечь не удастся! Я всегда спокойна, что ни случится. Знаю:

составленное из частей дурно, и ни к чему мыслью не прилепляюсь. Я

видела, помню, деревянную куклу, размалеванную пестро и ярко. Когда ее

подергивали за нитки, она танцевала так забавно! Но попробуй вынуть из

нее колья, развязать и выбросить все нитки, и она разлетится на

кусочки! Что в ней тогда может пленить сердце? Таково же, по мне, и

это тело. Ведь оно не живет без частей отдельных. А раз оно не живет

без частей отдельных, что во мне, скажи, может пленить сердце? То, что

кажется глазом, -- лишь комочек, свалянный из слизи и выделений,

темный в середине пузырь со слезами, с шаром, катающимся в дупле,

схожий!' (Тхеригата 368-369) [770].


Такого рода аргументы способны убить не только нечистую любовь, но и

всякое доброе отношение к человеку вообще... Эту аргументацию