новизной.
Кармические идеи были известны до Христа. Идеи, проповедуемые ими,
повергали в ужас еще античный мир. Вспомним Софокла: 'Ты спрашиваешь
меня, к какому богу я сойду? К богу, никогда не знавшему ни
снисхождения, ни милости, но постоянно облеченному в строгую
справедливость' (цит. -- Строматы, II, 20).
И все же даже не в этом самая темная тайна теософской Кармы.
Последняя (или, как все в оккультизме -- 'предпоследняя') тайна
состоит в том, что от вести о бессилии Бога в прощении, от уверения в
том, что никакое покаяние не способно ни на йоту изменить жизнь
человеку и его 'карму', надо все-таки придти к выводу, что Карма не
безлика. Живым олицетворением Кармы являются Дхиан-коганы: 'эти Высокие
Существа выбирают для каждой развивающейся души соответствующие
условия и место рождения' [909]. Как всегда, в теософии вслед за
философски-обосновываемым запретом на обращение к Богу следует
эзотерический совет: там, где не сможет помочь Бог, там космические
духи смогут по своему выбору помогать тебе.
А имя самого большого космического друга человечества хорошо известно.
'Люцифер есть божественный и земной свет, 'святой Дух' и 'Сатана',..
есть Карма Человечества' [910]. Как мы помним, Блаватская
отождествляет Люцифера с Астральным Светом. И вот оказывается, что
при чины не сами собой прелагаются в следствия, но что между действием
и причиной, между одной жизнью и следующей есть еще Посредник-Люцифер.
'Астральный Свет есть Всемирная причина в своем непроявленном единстве
и бесконечности. По отношению к человечеству он становится просто
следствиями причин, порожденными людьми в течение их греховных жизней'
[911]. 'Само человечество определяет действие и реакцию в великом
Магическом Посреднике' [912].
Значит, будущая жизнь человека зависит от 'реакции' Люцифера на его
нынешнюю жизнь. А реакция его известна заранее: он не умеет прощать и
он чужд таким антропоморфическим порывам как 'любовь'.
23. 'ДИАГНОСТИКА КАРМЫ' И ДИАГНОСТИКА СОВЕСТИ
В том и беда, что прочнее всего держится низшая вера -- в
приметы, в проклятия, в сглаз, -- и легче всего потерять веру
высшую, радостную.
Г.К.Честертон [912]
Одна из самых популярных книг последних лет -- 'Диагностика кармы'
С.Н.Лазарева. То, что люди ее читают, мне кажется вполне светлым
знаком. Это значит, что многие люди перестали искать источник зла и
страдания где-то вдали -- в партиях и 'властях'. Полярное мышление, для
которого 'мы' -- это белоснежные ангелы и праведники-страдальцы, а
'они' -- это воплощение всех мыслимых пороков, воодушевляло
'перестройку' (для которой 'Мы' означало читателей 'Московских
новостей', а 'они' -- партократию). 'Диагностика кармы' С.Н.Лазарева,
насколько я могу судить по разговорам с читателями этой книги, была
воспринята как призыв к самопознанию. С ее помощью многие стали
задаваться тяжелым и непривычным вопросом: что во мне, в моей жизни, в
моем характере есть такого, что притягивает боль и страдание к моему
миру?
Этот великий вопрос, служащий преддверием христианства, долго вызревал
в глубине умов. 'Диагностика кармы' помогла ему пробиться на
поверхность. И при этом предложила слишком пошлый ответ на него.
Если бы Лазарев сказал: 'те грехи, что совершил я в моей прошлой
жизни, тяготеют надо мной сегодня' -- это была бы нравственная
проповедь.
Она была бы нехристианской (ибо Евангелие обращается к свободному и
ответственному человеку и потому не знает никакой 'кармы' или
'судьбы'). Но все же это была бы нравственная проповедь. Mea culpa --
по моей вине...
Она была бы и философски не слишком убедительной (потому что
представление о карме лишь отодвигает исток зла на несколько поколений
назад; в итоге же человек все равно должен принять на себя
ответственность за зло в мире, но при этом вместо осознания своих
действительных грехов в действительном мире он должен погрузиться в
мир фантазий). Но все же это была бы идея, которая заслуживает
обсуждения.