понятиями, как 'первые причины',
'действующая причина'
_______________________
Платон. Тимей, 52d--53b.
(стр.34)
и т. п. Так вот, наибольшее значение в формировании позднейших
представлений о причинности имели воззрения Платона и Аристотеля; что же
касается иных, то их неоплатоники решительно отвергали *. Так, теории,
сводящие все к движению, столкновению и соединению атомов (атомисты и
эпикурейцы) или стихий (позднейшие натурфилософы и астрологи),
несостоятельны, во-первых, потому, что из подобного беспорядочного движения
невозможно логически вывести ни мировой порядок, ни разум, ни 'руководящую
душу', во-вторых, потому, что подобное беспорядочное движение делает
невозможным возникновение чего-то определенного, и, в-третьих, потому, что
оно не обусловливает действия и претерпевания души. Что же касается
свойственных стоикам спиритуалистических представлений обо всех вещах как
произведениях мировой души, то в данном случае не остается места для
множественной цепи причин и причина оказывается единой и единственной; при
этом и мы сами являемся не самими собой и наши действия превращаются в
ничто.
Далее, учение Аристотеля о четырех причинах --: сущности, или сути
бытия вещи; материи, или субстрате; движущей причине; цели, тому, ради чего
совершается движение, его результате ( ),-- в неоплатонизме
принималось, однако, с существенными коррективами, выдержанными в духе
Платона. Во-первых, особое значение придавалось действующим причинам и
главное место среди них отводилось причинам разумным, связанным с действием
умопостигаемого,-- свободному действию души и ума, причем, когда душа чиста
и пребывает в умопостигаемом, ее действие оказывается тождественным умному и
влечет
(стр.35)
к благу, и в этом-то случае речь и заходит о первых, или божественных,
причинах сущего, а в противном случае, когда душа отягощена несвойственным
ей, она тем не менее в силу своей свободы продолжает действовать и влечет
подвластное ей ко злу. Во-вторых, иные причины, не имеющие отношения к
свободному действию души и ума, оказываются повергающими в пучину
необходимости, или рока ( ). Важнейшей задачей каждого в таком
случае становится очищение души, с тем чтобы она не оставалась отягощенной
иным, а пришла к своему истинному, умному действию и тем самым предоставила
бы себя во власть божественных причин, которые только и могут освободить нас
от силы рока.
***
Итак, относительно собственно-философских, т. е. метафизических и
натурфилософских, оснований труда Ямвлиха сказано достаточно. Однако
некоторого небольшого рассмотрения заслуживает также вопрос о его логических
основаниях, поскольку Ямвлих систематически пользуется специальной
логической терминологией, существовавшей в его время, и без соответствующих
пояснений она может оказаться непонятной.
Так вот, Порфирий, в виде ответа которому строится настоящая книга,
питал серьезный интерес к логике; более того, ему принадлежит знаменитое
'Введение' (Е) к 'Категориям' Аристотеля -- сочинение, на многие
столетия определившее направления философских изысканий в средневековой
схоластике. Собственно говоря, именно Порфирию и принадлежит формулировка
вопроса об универсалиях, ответ на который и вызвал позднее разделение
(стр.36)
на реалистов и номиналистов. В начале 'Введения' он говорит:
'Представляется вопрос относительно родов и видов, существуют ли они в
действительности или же только в мышлении; и если существуют в
действительности, то телесны ли они или бестелесны и существуют ли отдельно
от чувственных вещей или в них, слитно с ними. Я не останавливаюсь на этом,
так как этот вопрос очень труден и требует другого и более обширного
исследования' *.
Порфирий в своем 'Введении' рассматривает так называемые 'пять родов
сказуемого', а в действительности -- просто термины, употребляемые при
логическом делении и определении. Вот эти термины: 'род' ( ), 'вид'
( ), 'видовое отличие' ( ), 'собственный