становления. Этому непременно нужно воспротивиться.
Стало быть, пусть врожденное представление о вечных спутниках богов
подходит им. Итак, как они сами всегда в равной мере обладают бытием, так
пусть и человеческая душа соприкасается с ними в познании, ни в коем случае
не исследуя при помощи предположения, мнения или некоего силлогизма, которые
берут начало с некоего времени 12, ту сущность, которая превыше
всего этого, но неразлучно следуя им при помощи чистых и безукоризненных
мыслей, которые душа изначально восприняла от богов. Ты же, похоже,
полагаешь, будто знание о божественном и обо всем ином --одно и то же, и из
противоположенного допускаешь ту или другую часть, как это обыкновенно имеет
место в применении к рассматриваемому в беседах. На самом деле здесь нет
ничего общего. Ведь познание божественного совершенно отлично, не имеет
отношения к какой бы то ни было антитезе и подчинено не нынешнему согласию
или установлению, но извечно единообразно существует в душе.
4. Вот что я говорю тебе относительно первого начала в нас, от которого
нужно отправляться тем, кто что бы то ни было говорит или слушает
относительно лучших, чем наш, родов. Что же касается тех особенностей,
имеющихся у каждого из лучших родов, на основании которых они различаются
между собой и про которые ты спрашиваешь, то если ты представляешь их себе
как видообразующие
(стр.47)
различия, привносящие дополнительное разделение в пределах одного и
того же рода, например в отношении живых существ --разумность и неразумие,
то мы ни в коем случае не приемлем такие особенности применительно к тому,
что не имеет ни единой общности сущности, ни сопоставимого особенного и не
допускает синтеза неопределенного общего и определяющего своеобразного. Если
же ты подразумеваешь под своеобразием некое простое и определенное в себе
состояние в первичном и вторичном, различающемся для каждой сущности в
пределах целого рода, то такое представление об особенностях имеет смысл.
Ведь, конечно, особенности вечно существующего будут наличествовать как
совершенно обособленные и во всем выделенные и каждая из них окажется
простой. Вопрос же будет поставлен неправильно. Ведь нужно было бы
спрашивать, каковыми являются их особенности сперва в соответствии с
сущностью, затем -- в соответствии с возможностью и наконец -- в
соответствии с действительностью13. В том же, как ты сейчас
спрашиваешь, какими особенностями они различаются, ты говоришь только об их
особенностях в действительности. Следовательно, ты ищешь различие между ними
только в отношении последнего, а первейшее и наиболее почитаемое в них, как
бы начала сопоставления, ты оставляешь неисследованными.
Сюда же относится и положение, связанное с действующими или
претерпевающими движениями, менее всего обладающее подходящей для различения
лучших родов разделяющей способностью. Ведь ни в каком из этих движений не
присутствует противостояние действия и претерпевания-- напротив, их действия
рассматриваются как свободные, непоколебимые и не соотнесенные с
противоположным. Потому-то мы и не принимаем в отношении их
(стр.48)
подобных движений, относящихся к действующему и претерпевающему. Ведь
даже применительно к душе мы не допускаем самодвижности как принадлежащей
движущему и движимому, но подразумеваем ее только как некое простое
сущностное движение самой себя, не имеющее отношения не только к иному, но и
отделенное от действия на самое себя и от претерпевания от самого себя
14. Следовательно, разве можно было бы применительно к лучшим,
чем душа, родам допустить определение их своеобразия на основе действующего
или претерпевающего движения?
Далее, и выражение 'или сопровождающих' употребляется несообразно с
ними. Ведь только для составного, пребывающего вместе с иным или в ином,
объемлемого иным, одно мыслится как предшествующее, а другое -- как
следующее и одно -- как сущее, а другое -- как случайно привнесенное. Ибо из
этого составляется некое сочетание, в которое привносятся некоторое не
подобие и разобщенность. Применительно же к лучшему15 все
мыслится в бытии, и все существует предшествующим образом,