Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

настолько

по-эллински, что стал настоящим кумиром для всех последующих языческих

мыслителей, имевших уже чисто эллинское происхождение, и они именовали его

'божественный', вероятно, имея в виду не столько его увлечение магией и

теургией, сколько казавшуюся боговдохновенной силу убеждения, исходившую от

него. Как свидетельствует Евнапий, перу которого принадлежит краткое

жизнеописание Ямвлиха, включенное

      _________________________

      * Ямвлиху специально посвящены с. 122--301 замечательного труда А. Ф.

Лосева 'История античной эстетики' (Последние века. М., 1988. Кн. 1); по

поводу трактата 'О египетских мистериях' см. с. 245--275 этой книги.

      (стр.8)

      в состав данной книги, именно учениками, товарищами и последователями

халкидского философа, расселившимися после его смерти по всей Римской

империи, и были основаны важнейшие философские школы -- Пергамская,

Александрийская, косвенно--Афинская, слава которых еще долго будет

сохраняться, невзирая на закат языческой духовности и образованности.

      Впрочем, поскольку восхваление или принижение, как и вообще какая бы то

ни было оценка жизни, деятельности и учения Ямвлиха, выходят за рамки

настоящей статьи, цель которой --прежде всего облегчение чтения собственного

текста философа, на этом в отношении его биографии, как и всяческой

филологической критики, мы и остановимся, отсылая интересующихся подобными

вопросами читателей к фундаментальному труду А. Ф. Лосева, ссылка на который

приведена выше.

      Итак, чтение любого неоплатонического--как и вообще всякого чуждого

нынешним временам--текста сопряжена с немалыми трудностями, которые вызваны

в основном тем, что мысль автора и читателя движется разными путями; потому

и облегчить понимание книги можно, лишь направив и определенным образом

наставив читателя в том предмете, которому, собственно, и посвящена

предлагаемая его вниманию книга. Переходя конкретно к Ямвлиху, заметим, что

его сочинение--не повествование о чудесах, к каковому мнению может склонить

многократное упоминание им слова 'теургия' --'богоделание', т. е. поклонение

богам: теургия для халкидца не равна ни колдовству, ни тем более

фокусничеству, которые обычно связываются в сознании людей с чудом и

чудотворчеством. Теургия в понимании сирийского философа--это и не умное

молитвенное делание, так же как и не произведение

      (стр.9)

      человеческого искусства, разума и рассудка или чего бы то ни было

человеческого вообще. Если взять наиболее общее и потому наименее полное и

содержательное определение, то теургия --это заповеданное богами совершенное

жреческое служение, происходившее прежде всего у так называемых священных

народов--египтян и ассирийцев (халдеев). Именно таким определением и

пользуется Ямвлих, никоим образом не желая, а возможно, и не будучи, в

состоянии посвящать кого бы то ни было в тонкости и детали жреческих

таинств. Самое главное для него -- это предельно осмыслить и наполнить

умным, а точнее, коль скоро уже IV век и Андроник Родосский уже произнес это

слово,-- метафизическим содержанием такое общее определение, апеллируя не к

скрытому в недоступных для непосвященных глубинах святилищ, но к явному и

хорошо известному, встречающемуся даже в повседневной жизни.

      Итак, метафизическое осмысление какого бы то ни было предмета--пусть

даже столь почтенного, как теургия,-- в эпоху неоплатонизма с его

стремлением к синтезу даже казавшегося ранее несовместимым сводилось к

использованию всего опыта эллинской философии в данном конкретном отношении

-- пусть даже придется поставить рядом Гераклита, Платона, Аристотеля,

Зенона Китийского и даже Пиррона. Подобное не смущало уже никого; не смущает

это и Ямвлиха, тем более что уже в первых строках своей книги он пишет о

наставлениях, которые древние эллинские философы получили у современных им

толкователей священных текстов, т. е. теургов.

      Стало быть, первый шаг в понимании и легком усвоении труда Ямвлиха

состоит в обозрении того, в каком состоянии находилась в его время

метафизическая и натурфилософская мысль и по каким путям она двигалась;

такой обзор