настолько
по-эллински, что стал настоящим кумиром для всех последующих языческих
мыслителей, имевших уже чисто эллинское происхождение, и они именовали его
'божественный', вероятно, имея в виду не столько его увлечение магией и
теургией, сколько казавшуюся боговдохновенной силу убеждения, исходившую от
него. Как свидетельствует Евнапий, перу которого принадлежит краткое
жизнеописание Ямвлиха, включенное
_________________________
* Ямвлиху специально посвящены с. 122--301 замечательного труда А. Ф.
Лосева 'История античной эстетики' (Последние века. М., 1988. Кн. 1); по
поводу трактата 'О египетских мистериях' см. с. 245--275 этой книги.
(стр.8)
в состав данной книги, именно учениками, товарищами и последователями
халкидского философа, расселившимися после его смерти по всей Римской
империи, и были основаны важнейшие философские школы -- Пергамская,
Александрийская, косвенно--Афинская, слава которых еще долго будет
сохраняться, невзирая на закат языческой духовности и образованности.
Впрочем, поскольку восхваление или принижение, как и вообще какая бы то
ни было оценка жизни, деятельности и учения Ямвлиха, выходят за рамки
настоящей статьи, цель которой --прежде всего облегчение чтения собственного
текста философа, на этом в отношении его биографии, как и всяческой
филологической критики, мы и остановимся, отсылая интересующихся подобными
вопросами читателей к фундаментальному труду А. Ф. Лосева, ссылка на который
приведена выше.
Итак, чтение любого неоплатонического--как и вообще всякого чуждого
нынешним временам--текста сопряжена с немалыми трудностями, которые вызваны
в основном тем, что мысль автора и читателя движется разными путями; потому
и облегчить понимание книги можно, лишь направив и определенным образом
наставив читателя в том предмете, которому, собственно, и посвящена
предлагаемая его вниманию книга. Переходя конкретно к Ямвлиху, заметим, что
его сочинение--не повествование о чудесах, к каковому мнению может склонить
многократное упоминание им слова 'теургия' --'богоделание', т. е. поклонение
богам: теургия для халкидца не равна ни колдовству, ни тем более
фокусничеству, которые обычно связываются в сознании людей с чудом и
чудотворчеством. Теургия в понимании сирийского философа--это и не умное
молитвенное делание, так же как и не произведение
(стр.9)
человеческого искусства, разума и рассудка или чего бы то ни было
человеческого вообще. Если взять наиболее общее и потому наименее полное и
содержательное определение, то теургия --это заповеданное богами совершенное
жреческое служение, происходившее прежде всего у так называемых священных
народов--египтян и ассирийцев (халдеев). Именно таким определением и
пользуется Ямвлих, никоим образом не желая, а возможно, и не будучи, в
состоянии посвящать кого бы то ни было в тонкости и детали жреческих
таинств. Самое главное для него -- это предельно осмыслить и наполнить
умным, а точнее, коль скоро уже IV век и Андроник Родосский уже произнес это
слово,-- метафизическим содержанием такое общее определение, апеллируя не к
скрытому в недоступных для непосвященных глубинах святилищ, но к явному и
хорошо известному, встречающемуся даже в повседневной жизни.
Итак, метафизическое осмысление какого бы то ни было предмета--пусть
даже столь почтенного, как теургия,-- в эпоху неоплатонизма с его
стремлением к синтезу даже казавшегося ранее несовместимым сводилось к
использованию всего опыта эллинской философии в данном конкретном отношении
-- пусть даже придется поставить рядом Гераклита, Платона, Аристотеля,
Зенона Китийского и даже Пиррона. Подобное не смущало уже никого; не смущает
это и Ямвлиха, тем более что уже в первых строках своей книги он пишет о
наставлениях, которые древние эллинские философы получили у современных им
толкователей священных текстов, т. е. теургов.
Стало быть, первый шаг в понимании и легком усвоении труда Ямвлиха
состоит в обозрении того, в каком состоянии находилась в его время
метафизическая и натурфилософская мысль и по каким путям она двигалась;
такой обзор