обращающееся к несущему, далее всего отстоящему от божественной
причины, не постигает их истинных образов. Но поскольку этого сказать
(стр.98)
недостаточно, я присоединю недостающее. Так как подобное доказательство
производится обычно скорее философски и логически, а не на основании
действительного жреческого искусства, я думаю, следует сказать об этом нечто
более теургическое.
Ибо пусть будут незнание и заблуждение неправильностью и нечестием;
право, по этой причине не делаются ложными ни подобающие богам подношения,
ни божественные дела -- ведь не мысль связывает теургов с богами: в таком
случае что препятствовало бы людям, занимающимся теоретической философией,
вступать в теургическое единение с богами? На самом же деле это не так.
Теургическое единение дают свершение неизреченных и богоугодно
осуществляющихся превыше всякого мышления дел и сила мыслимых только богами
невыразимых символов. Именно потому мы и не свершаем эти дела при помощи
мышления. Ведь тогда их осуществление будет чисто умным и зависящим от нас,
а ни то ни другое не является истинным72. Ибо, даже когда мы не
мыслим, условные знаки сами по себе делают свое дело, и неизреченная сила
богов, к которым восходят эти знаки, узнает свои изображения сама по себе,
но не потому, что побуждается нашим мышлением. Ведь по природе не положено,
чтобы объемлющее приводилось в движение объемлемым, или совершенное
несовершенным, или целое частями. Именно потому в первую очередь не нашими
мыслями божественные причины приглашаются к действию; напротив, нужно
полагать эти мысли, все лучшие состояния души и нашу чистоту прежде всего
некими сопутствующими причинами, а по праву пробуждающими божественное
воление являются сами божественные условные знаки. Таким образом,
божественное приходит в движение благодаря себе
(стр.99)
самому, не воспринимая от менее совершенного никакого начала для своей
деятельности.
Я привел эти рассуждения для того, чтобы ты не полагал, будто вся
власть над теургическим действием исходит от нас, и чтобы не подразумевал,
будто в истинных наших мыслях выполняется правильно истинное их дело, а в
заблуждении-- совершенно ложное. Ибо неверно то, что если мы познали
особенности, сопутствующие каждому роду, то, значит, и постигли их истину в
действительности. Однако деятельное единение возникает и не без познания,
хотя и не обладает тождеством с ним. Таким образом, божественная чистота
появляется не через правильное знание, как и телесная--не через здоровье, но
скорее она сама сверхъедина и чиста превыше познания. Однако, за исключением
его, и ничто иное в нас, то есть человеческие качества, никак не
способствует свершению божественных дел
Прими вот еще что, высказанное как побочное, но как раз соответствующее
всему твоему представлению о теургическом искусстве. На той же самой
возможности, что и предшествующее суждение, основываются и те рассуждения, в
которых ты признаешь знание о богах священным и полезным и называешь то, что
связано с незнанием почитаемого и прекрасного, тьмой, а то, что принадлежит
знанию,-- светом. Ты полагаешь, что первое из-за невежества и дерзости
исполняет людей всяческим злом, а второе считаешь причиной всяческих благ.
Но ведь все это относится к тому же самому роду проблем, что и сказанное
прежде, и получило достаточное освещение вместе с ним. Итак, это стоит
пропустить, и перейти к вопросам, касающимся мантики 74, и
сообразно ответить на них.
(стр.100)
III1. Итак, сперва ты просишь ясно изложить тебе, чем является возникающее
в ходе предвидения будущего. Так вот, непосредственно узнать то, к чему ты
стремишься, невозможно. В самом деле, ведь в соответствии со смыслом вопроса
ты полагаешь, будто относящееся к предвидению--это нечто подобное тому, что
возникает, и будто оно есть то, что существует благодаря заложенному в
природе. Однако это не одно из возникающего и не то, что создает некое
природное изменение, и его не изобрела некая хитрость в качестве полезного
для применения в жизни изобретения, и вообще это действие не человеческое, а
божественное и сверхъестественное, посылаемое сверху, с неба,