приводить все эти
примеры, излагая все то, что случается всегда, изо дня в день, коль скоро
подобное само обнаруживает свое действие, превышающее любое слово?
4. Итак, вот что достаточно сказать относительно прорицаний во сне и о
том, что это такое, и как оно возникает, и сколь великую пользу приносит
людям. Далее ты утверждаешь, что многие обращаются к будущему в исступлении
и божественной одержимости бодрствуя и потому действуют в согласии с
ощущением, но, с другой стороны, они уже не сознают самих себя или сознают,
но не так, как
(стр.106)
прежде. Так вот, я хочу и в этих случаях представить доказательства,
что они на самом деле одержимы богами. Ибо эти люди или предпосылают
вдохновляющим их богам всю свою жизнь в качестве вместилища или орудия, или
переменяют человеческую жизнь на божественную, или содействуют своей
собственной жизнью богу. Они не поступают в согласии с ощущением, не
бодрствуют так, как обладающие пробужденными чувствами, сами не обращаются к
будущему и не совершают таких движений, как одержимые страстью. Впрочем, они
и не сознают самих себя ни так, как прежде, ни как бы то ни было иначе и
вообще не обращают собственное сознание на самих себя, и нет такого их
собственного знания, которое они предполагают80.
Вот величайшее доказательство: ведь многие не обжигаются, когда
подносится огонь, поскольку огонь их не касается благодаря божественному
вдохновению; многие, даже обжигаясь, не противятся этому, поскольку в это
время не живут жизнью живого существа. Далее, одни, вонзая в себя вертела,
ничего не чувствуют, а другие, ударяя топорами по спинам или рассекая
кинжалами руки, ничего подобного не замечают. И действия их вовсе не
человеческие, ибо для одержимых богом и непроходимое становится проходимым:
они идут в огонь, и проходят огонь, и переходят реки вброд, как жрица в
Кастабаллах 81. Таким образом, оказывается, что исступленные не
сознают самих себя и что они не живут ни человеческой жизнью, ни жизнью
живого существа ни в ощущении, ни в страсти, но взамен получают некую иную,
более божественную жизнь, которой воодушевляются и которой совершенно
одержимы.
5. Так вот, существует много видов божественной одержимости,
божественное вдохновение пробуждается многими путями, и именно поэтому
имеется много его различных
(стр.107)
признаков. Ведь различающиеся в этом отношении боги, благодаря которым
мы становимся вдохновенными, и вдохновение делают разным, и характер
разнящейся в этом одержимости делает различной и боговдохновенность. Ибо или
бог нами владеет, или мы целиком оказываемся принадлежащими богу, или делаем
свое действие общим с ним. Далее, иногда мы причастны низшей способности
бога, иногда --средней, а иногда --высшей. Кроме того, иногда возникает
простая сопричастность, иногда--общность, а иногда--соединение этих видов
божественной одержимости. Или же только душа испытывает подобное, или она
причастна этому вместе с телом или даже как единое живое существо.
Именно из-за этого и оказываются многообразными и признаки тех, на кого
нисходит вдохновение: движения тела и некоторых его частей, и его
совершенная неподвижность, и упорядоченные построения, пляски в хороводах, и
слаженные голоса -- или противоположное этому. Далее, тело видится или
возносящимся, или увеличивающимся в размерах, или парящим и движущимся по
воздуху -- или же кажется, что с ним происходит противоположное этому. Кроме
того, наблюдается совершенная равномерность голоса по высоте, или его
звучание, разделенное посередине молчанием, или его неравномерность,
поскольку иногда звуки, со своей стороны, извлекаются и издаются музыкально,
а иногда иным образом.
б. Влекомому богами совершенно ясно видится нисходящий и пронизывающий
дух и то, сколько его и каков он, и он мистически покоряется и направляется.
Кроме того, прежде восприятия воспринимающему видится образ огня. Иногда
даже всем созерцающим становится совершенно ясно, когда бог нисходит или
удаляется. Именно таким
(стр.108)
путем знатокам оказывается известным наиистиннейшее, наимощнейшее и
более всего