пословица, 'всякий муж познать'. Ведь считается, что ее
пронизывает некий пророческий дух. Однако на самом деле это не так. Ибо
божественное не получило распространения в причастном ему столь обособленно
и отдельно--напротив, оно наполняет источник своей пророческой силой,
приближаясь к нему извне и освещая его. Однако не все вдохновение, которое
предоставляет вода, является делом этого самого бога -- напротив, она только
приводит в готовность и делает чистым наш собственный сияющий дух, благодаря
которому мы и оказываемся способными воспринять бога. Другим же, причем
более важным, чем это, сияющим свыше является присутствие самого бога; оно,
конечно, не покидает никого из причастных ему вследствие соприкосновения
подобия с самим собой. Бог прямо присутствует и непосредственно пользуется
пророком как орудием, неподвластным самому себе и не сознающим ничего того,
что говорит и на каком свете находится. Таким образом, последний, после того
как дает оракул, с трудом приходит в себя. А прежде чем пить воду, как
описано, он целый день и ночь постится и уединяется в неких недоступных
толпе священных местах, начиная приобретать божественную одержимость. При
помощи удаления и отстранения от человеческих дел он очищается для
восприятия бога. Именно благодаря этим действиям
(стр.116)
он и приемлет на чистый престол своей души сияющее вдохновение бога и
предоставляет беспрепятственную одержимость и совершенное и не мешающее
участие.
А пророчица в Дельфах или возвещает людям оракул благодаря тонкому
огненному духу, поднимающемуся откуда-то из пещеры, или пророчествует, сидя
на медном стуле с тремя ножками, который является священным сидением бога. В
обоих случаях она тем самым предоставляет себя божественному духу и
озаряется лучом божественного огня. И всякий раз, когда собранный воедино
многообразный огонь, поднимающийся из пещеры, со всех сторон охватывает ее,
она исполняется благодаря ему божественным сиянием; а когда она находится на
троне бога, то приходит в соприкосновение с его неподвижной пророческой
силой. Благодаря обоим этим действиям она целиком подпадает под власть бога.
И вот именно тогда возле нее оказывается бог, сияя обособленно и будучи
иным, и чем огонь, и чем дух, и чем собственный трон, и чем окружающая это
место природная и кажущаяся священной обстановка.
Далее, и женщина, дающая оракулы в Бранхидах, или исполняется
божественным сиянием, держа в руках жезл, изначально предоставленный неким
богом, или предрекает будущее, сидя на оси, или восприемлет бога, смачивая
ноги или край одежды в воде или вдыхая исходящий от воды пар. Во всех этих
случаях она, приготовляя необходимое для встречи бога, получает его частицу
извне.
Совершенно понятно и множество жертв, и установление всего священного
обряда, и все то остальное, что совершается перед тем, как сообразно с богом
дать оракул: и омовение пророчицы, и воздержание от пищи в течение целых
трех дней, и пребывание ее в недоступных частях
(стр.117)
храма, когда она уже находится во власти света и насыщается им в
течение длительного времени. Ведь все это представляет собой приглашение
бога, направленное на то, чтобы он приблизился и явил свое присутствие
вовне, а удивительное воодушевление, предшествующее его приходу к обычному
месту и пребыванию в самом духе, восходящем от источника, и являет некоего
иного, старшего и не связанного с этим местом бога, причину и места, и
самого источника, и мантики вообще.
12. Итак, прорицание оракулов на самом деле оказывается согласным со
всеми предположениями, которые мы ранее высказали относительно мантики. Ведь
описанная сила, будь она неотделимой от природы местностей и подчиненных ей
тел или пребывая в движении, ограниченном некоторым замкнутым пространством,
не могла бы знать наперед в равной мере о том, что происходит повсюду и
всегда. Освобожденная же и покинувшая определенные местности и отмеренные
числами времена -- ведь она превыше и возникающего во времени и
распределенного по местности, она в равной мере присутствует в существующем
повсюду, постоянно сопутствует произрастающему во времени и собирает вместе
истину всего вследствие своей обособленной