Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

пословица, 'всякий муж познать'. Ведь считается, что ее

пронизывает некий пророческий дух. Однако на самом деле это не так. Ибо

божественное не получило распространения в причастном ему столь обособленно

и отдельно--напротив, оно наполняет источник своей пророческой силой,

приближаясь к нему извне и освещая его. Однако не все вдохновение, которое

предоставляет вода, является делом этого самого бога -- напротив, она только

приводит в готовность и делает чистым наш собственный сияющий дух, благодаря

которому мы и оказываемся способными воспринять бога. Другим же, причем

более важным, чем это, сияющим свыше является присутствие самого бога; оно,

конечно, не покидает никого из причастных ему вследствие соприкосновения

подобия с самим собой. Бог прямо присутствует и непосредственно пользуется

пророком как орудием, неподвластным самому себе и не сознающим ничего того,

что говорит и на каком свете находится. Таким образом, последний, после того

как дает оракул, с трудом приходит в себя. А прежде чем пить воду, как

описано, он целый день и ночь постится и уединяется в неких недоступных

толпе священных местах, начиная приобретать божественную одержимость. При

помощи удаления и отстранения от человеческих дел он очищается для

восприятия бога. Именно благодаря этим действиям

      (стр.116)

      он и приемлет на чистый престол своей души сияющее вдохновение бога и

предоставляет беспрепятственную одержимость и совершенное и не мешающее

участие.

      А пророчица в Дельфах или возвещает людям оракул благодаря тонкому

огненному духу, поднимающемуся откуда-то из пещеры, или пророчествует, сидя

на медном стуле с тремя ножками, который является священным сидением бога. В

обоих случаях она тем самым предоставляет себя божественному духу и

озаряется лучом божественного огня. И всякий раз, когда собранный воедино

многообразный огонь, поднимающийся из пещеры, со всех сторон охватывает ее,

она исполняется благодаря ему божественным сиянием; а когда она находится на

троне бога, то приходит в соприкосновение с его неподвижной пророческой

силой. Благодаря обоим этим действиям она целиком подпадает под власть бога.

И вот именно тогда возле нее оказывается бог, сияя обособленно и будучи

иным, и чем огонь, и чем дух, и чем собственный трон, и чем окружающая это

место природная и кажущаяся священной обстановка.

      Далее, и женщина, дающая оракулы в Бранхидах, или исполняется

божественным сиянием, держа в руках жезл, изначально предоставленный неким

богом, или предрекает будущее, сидя на оси, или восприемлет бога, смачивая

ноги или край одежды в воде или вдыхая исходящий от воды пар. Во всех этих

случаях она, приготовляя необходимое для встречи бога, получает его частицу

извне.

      Совершенно понятно и множество жертв, и установление всего священного

обряда, и все то остальное, что совершается перед тем, как сообразно с богом

дать оракул: и омовение пророчицы, и воздержание от пищи в течение целых

трех дней, и пребывание ее в недоступных частях

      (стр.117)

      храма, когда она уже находится во власти света и насыщается им в

течение длительного времени. Ведь все это представляет собой приглашение

бога, направленное на то, чтобы он приблизился и явил свое присутствие

вовне, а удивительное воодушевление, предшествующее его приходу к обычному

месту и пребыванию в самом духе, восходящем от источника, и являет некоего

иного, старшего и не связанного с этим местом бога, причину и места, и

самого источника, и мантики вообще.

      12. Итак, прорицание оракулов на самом деле оказывается согласным со

всеми предположениями, которые мы ранее высказали относительно мантики. Ведь

описанная сила, будь она неотделимой от природы местностей и подчиненных ей

тел или пребывая в движении, ограниченном некоторым замкнутым пространством,

не могла бы знать наперед в равной мере о том, что происходит повсюду и

всегда. Освобожденная же и покинувшая определенные местности и отмеренные

числами времена -- ведь она превыше и возникающего во времени и

распределенного по местности, она в равной мере присутствует в существующем

повсюду, постоянно сопутствует произрастающему во времени и собирает вместе

истину всего вследствие своей обособленной