приводимые в движение волением богов,
подчиняют себе нашу способность к воображению. Ведь вся жизнь души и все
заложенные в ней силы приводятся в движение богами так, как захочется самим
владыкам.
И происходит это в двух случаях: или если боги присутствуют рядом с
душой, или если они испускают из себя некий нисходящий к ней свет. В каждом
из этих случаев как божественное присутствие, так и сияние существуют
обособленно. Итак, внимание и разумение души сознают происходящее, поскольку
с ними не соприкасается божественный свет. Способность же воображения
обращается к богам, потому что пробуждается к фантазиям не сама по себе, а
благодаря богам, в то время как человеческое общение совершенно исчезло.
Поскольку или противоположное восприимчиво к противоположному
вследствие изменчивости и выхода за свои пределы, или родственное и
свойственное--вследствие подобия, именно поэтому, пожалуй, берут иногда
стремящиеся к свету в помощники тьму, а иногда рассматривают как
способствующий сиянию свет Солнца или Луны или вообще воздушный блеск.
Иногда пользуются и всеми теми свойствами некоторых предметов, которые
подобают богам в смысле устремленности к будущему, или заговорами, или
снадобьями, причем приготовленными так, как это необходимо, чтобы
способствовать восприятию богов, их присутствия и появления. Кроме того,
иногда свет пропускают через воду, поскольку она, будучи прозрачной,
предрасположена к его
(стр.121)
восприятию. В других случаях его заставляют светить на стену, заранее
приготовляя последнюю наилучшим образом, вырисовывая на ней священные
изображения, и определяя место для света на стене, и одновременно стремясь
ограничить его здесь в некоем устойчивом положении, чтобы он не
распространился далеко.
Могли бы возникнуть и многие иные способы привлечения света, однако все
они сводятся к одному -- к появлению сияния, где бы и с использованием каких
орудий оно бы ни проявлялось. Однако поскольку само оно является внешним и
единственное обладает всем тем, что служит волению и мысли богов, всего
более содержит священный озаряющий свет, сияющий то сверху, из эфира, то из
воздуха, или от Луны или Солнца, или из какой-то иной небесной сферы, то
благодаря всему этому описанный способ прорицания оказывается совершенно
свободным, первичным и достойным богов.
15. Ну что же, давай перейдем к способу, реализующемуся при посредстве
человеческого искусства, который основан на предположении и на весьма
значительном самомнении. Ты говоришь о нем вот что: 'Они составили себе
искусство изыскания будущего при посредстве внутренностей, и при помощи
птиц, и на основании звезд'. Существуют и другие, весьма многочисленные,
сходные искусства, но, впрочем, и перечисленных достаточно для того, чтобы
показать весь основанный на искусстве вид мантики. Говоря в целом, он
пользуется некими божественными знамениями, поступающими от богов
разнообразными способами. Искусство каким-то образом делает вывод на
основании божественных признаков, опираясь на внутреннюю связь результатов с
являемыми знамениями и догадывается о предсказании, выводя заключение о нем
из неких
(стр.122)
подходящих предпосылок. Знамения же боги дают при помощи прислуживающей
им в становлении природы, причем как общей, так и особой для отдельных
предметов, или при посредстве отвечающих за становление демонов, которые,
обращаясь к стихиям всего и отдельным телам, причем как к живым существам,
так и ко всему в космосе, с легкостью влекут являющееся, куда бы ни считали
нужным боги. Они показывают мнение богов символически, и, согласно
Гераклиту, предуведомление о будущем 'не говорят и не утаивают, но
обозначают' 94, поскольку при посредстве такого предуведомления
запечатлевают способ творения. Итак, подобно тому как они порождают все при
помощи изображений, они и знаки дают точно так же при посредстве
примет95 и равным образом исходя из той же самой предпосылки и
нашу сообразительность совершенствуют вплоть до достижения значительной
остроты.
16. Итак, пусть и у нас будет дано именно такое