29. Так почему же сам совершающий подобное человек, созидающий
призраки, оставляет без внимания самого себя, лучшего и возникшего из
лучшего, и предстает полностью доверяющимся бездушным призракам,
вдохновляемым лишь видимостью жизни, связуемым привнесенной извне
разнородной гармонией и являющимся попросту мимолетными? Разве присущи им
достоверность и истинность? Впрочем, ничто сотворенное человеческим
искусством не является несмешанным и чистым. Однако одерживают ли в этих
призраках верх простота и однородность действительности или всеобщего
устройства? Конечно, последних совершенно не хватает. Ведь призраки собраны
как кажущееся слияние разнородных противоречивых качеств. А есть ли в них
какая-нибудь чистая, совершенная и явная сила? Конечно, нет. Ведь подобное
множество истечений, проявляющее себя как слабое и исчезающее, сколочено
наспех из многих частей как нечто вновь образованное. Но если дело обстоит
не таким образом, то присутствует ли устойчивость в призраках, о которых
идет речь? Конечно, ее совершенно недостает. Ведь они угасают много быстрее,
чем изображения, видимые в зеркалах. Ибо они составляются немедленно после
того, как оказывает действие фимиам, из восходящих от него испарений, а
после того как он смешивается с окружающим воздухом и растекается в нем,
этот самый призрак тотчас исчезает и не остается даже на непродолжительное
время.
(стр145)
Так, стало быть, по какой причине для человека, стремящегося созерцать
истину, это самое излишнее искусство творения чудес окажется желанным? Я
полагаю, что оно не имеет никакой ценности. И если это искусство, познавая
само то, к чему оно стремится и чем оно занимается, питает пристрастие к
подделкам совершенно бездеятельной материи, то оно, пожалуй, попросту плохо
и ему свойственно разве что уподобление призракам, в которых заключается
залог его достоверности. Если же подобное искусство заботится об этих
призраках, как о богах, то его неразумие невозможно ни описать словами, ни
выдержать на деле. Ведь склонную к нему душу никогда не осветит никакое
божественное сияние, ибо ему по природе несвойственно освещать то, что
единожды вступило с ним в борьбу, да и нет места для него в том, что
окружено имеющими облик теней видениями. Итак, вместо истины подобное
чудесное сотворение видений связывается с обычными тенями.
30. Но эти люди, как утверждают, следят за движением небесных тел и
говорят, круговращение какого небесного тела и вместе с каким или с какими
обусловливает ложность или истинность пророчества и бесполезность действий
или их ценность как предзнаменований или помощников в делах. Однако даже
благодаря подобному эти видения не окажутся божественными. Ведь и худшие из
подверженных становлению предметы приводятся в движение небесными
перемещениями и испытывают то же самое по отношению к исходящим с небес
истечениям. Впрочем, даже если кто-нибудь и проведет тщательное исследование
этих вопросов, то все равно обнаружит совершенно противоположное подобным
мнениям. Ведь каким образом то, что всецело изменчиво и всячески
преобразуется внешними движениями, так что становится то
(стр.146)
бесполезным, то полезным, то знаменующим, то способствующим, то в иных
случаях другим, оказывается способным содержать в себе причастность некоей,
пусть даже малейшей, божественной силе? Что же, заключенные в материях силы
являются первоначалами демонов? Конечно, нет. Ведь никакое отдельное
ощущаемое тело не порождает демонов. Наоборот, оно само скорее порождается и
защищается демонами.
Впрочем, и никакой человек не в состоянии произвольным образом
воспроизвести никаких черт демонов -- напротив, он сам скорее вылепляется и
вырабатывается демонами, по крайней мере в той степени, в какой он связан с
чувственно воспринимаемым телом 108. Вообще, демоническое начало
не порождается как некое собранное в одном месте множество ощущаемых стихий
-- наоборот, значительно вероятнее, что оно само по себе является простым и
действует как единая сила на сложные предметы. Именно поэтому оно и не будет
относиться к чувственно воспринимаемому как к более важному, чем оно само,
или как к более устойчивому,